Растения и животные распределяются в природе не случайно, а всегда образуют сравнительно постоянные комплексы – экосистемы. Водные экосистемы Москвы представлены в основном пресными водоемами (реки, озера, пруды, временные водотоки), изредка болотами и родниками, большинство из которых сильно загрязнены. Рядом с водоемами гнездятся птицы и млекопитающие.
Водоплавающие птицы Москвы разделяются на следующие группы:
• гуси, лебеди, огарь (в Москве обитает один вид);
• нырковые утки;
• речные утки;
• пастушки.
Кроме водоплавающих птиц, рядом с водоемами можно увидеть дневных и ночных хищников.
Приборы, материалы и оборудование
Бинокль, определители птиц и гнезд, дневник.
Цель и задачи работы
Освоение маршрутных методик; приобретение навыков работы с определителем, изучение видового и количественного состава птиц водоема, изучение Красной книги Москвы.
Порядок выполнения работы
Разработайте учетный маршрут (на территории не менее 1 км2) вокруг или вдоль водоема.
|
|
Отметьте в дневнике и на плане гнездовья и их заселенность.
Определите видовой состав птиц по гнездовью, внешнему виду и голосу.
Примечание. Учет лучше проводить в утренние часы и в хорошую погоду.
На основании этих данных заполните таблицу (не менее 10 птиц). Дайте ей название.
Вид птицы | Способ определения | Характеристика | Описание гнездовья |
Примечание: при заполнении таблицы необходимо иметь в виду, что в графу «характеристика» вносится название экологической группы птиц и краткая характеристика внешних признаков.
Познакомившись с основными признаками и особенностями поведения водных и околоводных птиц, определите:
— к каким экологическим группам относятся обнаруженные вами на воде, над водой, на берегу, в прибрежных зарослях и на отмелях птицы;
— научитесь отличать гусей от уток, речных уток от нырковых, поганок от лысух и камышниц, чаек от крачек и пр., беря за основу особенности их посадки, движения, манеру добывания пищи, внешний облик (форму клюва хвоста, окраску оперения и пр.). Сделайте в дневнике соответствующие записи и зарисовки;
— постарайтесь рассмотреть анатомо-морфологические особенности птиц различных экологических групп. Подумайте об эффективности "работы" этих признаков в плане реализации каждодневных жизненных потребностей птиц.