Методология науки разрабатывает проблемы приемов, способов и методов познавательной деятельности (Зинченко 1983). Методология, как правило, понимается как наука о методе. Последний может трактоваться двояко: как путь познания, опирающийся на совокупность ранее полученных знаний; как способ научного познания или практической деятельности.
Разномерность трактовки понятия метод обусловливает разномасштабность понимания категории «методология». В соответствии с более широким пониманием категории метод методология понимается как система философско-мировоззренческих оснований познания. Второе понимание методологии, опирающееся на более узкую трактовку метода, ограничивает ее состав совокупностью средств, приемов и процедур исследования. Данное противоречие снимается М.В.Мостепаненко путем превращения типов методологии в ее уровни. Итак, под методологией научного познания будем понимать раздел науки, предметом которого являются принципы и методы получения знания.
|
|
Виды методологии (Юдин 1978): дискриптивная (совокупность знаний о структуре научного знания, закономерностях научного познания, его основаниях и предпосылках появления, истории эволюции исследовательских подходов) и нормативная методология (совокупность организационных и этических правил, конституирующих осуществление научного познания).
Функции методологии. Центральной функцией методологии является рефлексивная функция.
Выделяются следующие функции дескриптивной методологии:
стимулирование процесса научного познания;
формирование творческой личности ученого;
интеграция и организация научного знания;
выработка стратегии развития науки;
мировоззренческая интерпретация результатов (с позиций определенной картины мира).
Функции нормативной методологии:
Построение предписаний и норм, соблюдение которых обеспечивает правильность постановки проблемы;
Способствование определению средств для решения уже поставленных задач;
Улучшение организационной стороны исследования.