Общенаучный уровень методологии и психологическое исследование

Уровень общенаучной методологии,или общенауч­ных принципов и форм исследования, как отмечают В. П. Зинченко и С. Д. Смирнов, получил развитие лишь в XX в. К нему относятся содержательные науч­ные концепции (например, концепция ноосферы В. И. Вернадского), универсальные концептуальные системы (тектология А. А. Богданова, общая теория систем Л. фон Берталанфи) и некоторые современ­ные общенаучно - методологические подходы (си­нергетика Г. Хакена, концепция автопоэзиса У. Матураны и Ф. Варелы, теория диссипативных структур И. Р. Пригожина), а также методологические или ло­гико-методологические концепции — структурализм, получивший широкое распространение в антрополо­гии, этнографии и отчасти в психологии и психотера­пии, системный анализ, логический анализ. Методо­логию системного проектирования Г. П. Щедровицкого также можно отнести к уровню общенаучной методологии.

Самый распространенный пример содержатель­ных научных концепций — концепция ноосферы В. И. Вернадского. Суть ее в том, что в результате ак­тивно преобразующей деятельности человека био­сфера достигает своей новой, высшей стадии развития. Ноосфера рассматривалась В. И. Вернадским как особый структурный элемент космоса, отличаю­щийся социальным охватом природы. Пафос кон­цепции ноосферы — в утверждении необходимости разумной организации взаимодействия человечества и природы.

Однако в психологии (да и не только там) концеп­ция ноосферы применяется в качестве общенауч­но - методологической основы сравнительно редко, хотя анализ этой концепции показывает, что она весьма эвристична. Исторические обстоятельства, чисто внешние по отношению к содержанию концеп­ции, не способствовали ее широкому распростране­нию в качестве общенаучной методологии. К универсальным концептуальным системам В. П. Зинченко и С. Д. Смирнов относят тектологию A А. Богданова. Философскими предпосылками тектологии Богданова стали философия всеединства B. С. Соловьева и философия общего дела Н. Ф. Фе­дорова. Одна из основных идей тектологии, задуман­ной А. А. Богдановым как обобщение организацион­ного опыта человечества, заключалась в том, что вся­кую систему элементов надлежит рассматривать в ее отношении к среде, а элементы системы — в отношении к целому. Опередившая свое время и поэтому не оценен­ная современниками, а потом на долгие годы изъятая из философии «по идейным соображениям», концеп­ция А. А. Богданова так и не стала общенаучно - мето­дологической основой психологических теорий.

В западной науке общенаучно - методологические подходы начали появляться только в середине XX сто­летия. Перенесение методологических достижений из одной области науки в другую (а именно так эти под­ходы стали распространяться шире, чем та область науки, где они были впервые предложены) считается одной из характерных особенностей научного мыш­ления в неклассической науке. Одной из первых об­щенаучно - методологических универсальных концеп­ций, получившей широкое распространение, стала кибернетика, созданная Н. Винером и Дж. фон Ней­маном. В рамках кибернетики было создано представ­ление о системах, самоорганизующихся по принципу обратной связи. Эта концепция оказалась настолько плодотворной, что нашла свое применение в различ­ных областях науки, в том числе в физиологии и пси­хологии. Среди ученых, работавших в области психологии, одним из первых на кибернетику как общенаучную методологию обратил внимание Грегори Бейтсон (1904—1980). В исследованиях, проводившихся в раз­ные годы им и его сотрудниками, некоторые принци­пы кибернетики применялись к клинико-психологическому изучению алкоголизма. При этом принципы кибернетики не применялись им редукционистически, а подвергались существеннейшей переработке применительно к изучаемой психологической реаль­ности.

Другой пример содержательной общенаучно - ме­тодологической схемы, созданной в те же годы, — об­щая теория систем Л. фон Берталанфи. В его основе — обобщение экосистем как живых систем.

Применительно к отечественной психологии на­зывают два варианта реализации системного подхода — системно-структурный и системно-функциональный. Традиция первого подхода восходит к Л. С. Выготскому. Примерно в те же годы в физиологии системно-струк­турная методология была впервые использована Н. А. Бернштейном. Суть данного подхода в том, что внимание исследователей направлено на изучение структурной организации психической реальности. В рамках этого подхода ставится проблема единиц анализа психики, изучается системно-структурная организация единиц разного уровня.

За рубежом системно-структурная методология была впервые применена в гештальтпсихологии, по-своему развита Ж. Пиаже применительно к иссле­дованию интеллекта. В современной науке она при­меняется в когнитивной психологии (например, модели познавательных процессов в когнитивной пси­хологии), психосемантике.

Системно-функциональная методология направ­ляет внимание исследователей прежде всего на зако­номерности функционирования изучаемого объекта как системы. В последнюю четверть XX в. возник целый ряд об­щеметодологических подходов, которые во многом определяют облик современной постнеклассической науки. Наиболее значительные из них — синергетика Г. Хакена, концепция автопоэзиса У. Матураны и Ф. Варелы и теория диссипативных структур И. Пригожина. Еще одна логико-методологическая схема, на­шедшая применение в психологии, — теория логиче­ских типов, сформулированная в работах Б. Рассела и А. Уайтхеда, Л. Витгенштейна, Р. Карнапа. Она по­служила общеметодологической основой для ряда исследований, проведенных по инициативе и под ру­ководством Г. Бейтсона.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: