О структуре учебной деятельности

В данной статье Д.Б. Эльконин утверждает, что психическое развитие ребенка происходит в форме усвоения. В свою очередь, усвоение как «аналитико – синтетическая деятельность» - характерна для всех этапов детского развития, но при этом на каждом этапе имеет сои специфические особенности, к которым относятся: 1 – содержание усваиваемого и 2 – в какую деятельность включен сам процесс усвоения.[16]

Отмечается так же, что процесс усвоения предметных действий меняется в зависимости от периода развития. В раннем детстве усвоение включено в сам процесс общения и совместной предметной деятельности со взрослым.

В дошкольном возрасте образуются новые отношения с взрослыми, меняется вид деятельности и таким образом, изменяется и процесс усвоения и его содержания. Как отмечал автор, учебная деятельность характеризует непосредственно период психического развития младшего школьника. Она возникает не сразу, а в процессе обучения под руководством учителя. Для исследования учебной деятельности был разработан метод – длительного формирующего эксперимента.[17]

Эльконином были выделены следующие компоненты учебной деятельности:

1. учебная задача

2. учебные действия школьника

3. действие контроля – характеризует учебную деятельность, как управляемый самим ребенком произвольный процесс.

4. оценка ребенком степени усвоения – ребенок сам определяет, действительно ли им решена учебная задача и в полной ли мере.

Д.Б. Эльконин отмечает, чтобы у младших школьников происходило полноценное формирование учебной деятельности,нужно стоить ее строго с выделенными компонентами. Только при данном построении учебная деятельность может стать сознательной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: