Вступление. 1. Эти памятки написаны по прямому заказу классных воспитателей

ВОЗРАСТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И КЛАССНЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ.

1. Эти памятки написаны по прямому заказу классных воспитателей. В памятках говорится прежде всего о работе с проблемами, которые са­ми воспитатели различных параллелей считают самыми важными.

2. Проблемы школьников, а что есть настоящая работа классных воспи­тателей, как не помощь школьникам в решении их проблем, можно разделить па две группы:, типичные, возрастные (например, трудно­сти формирования учебной деятельности, учебной самостоятельности в младшем школьном возрасте или поиск своего места в общении со I сверстниками у подростков) и индивидуальные. Граница возрастных и индивидуальных проблем весьма подвижна. Возрастная проблема, пе­реместившаяся в другой возраст, где се еще или уже не должно быть, становится индивидуальной. Но индивидуальные проблемы, конечно, могут быть и возрастные, например, связанные с невозможностью удовлетворить потребности в безопасности, в принадлежности, в при­знании.

3. Каковы же все-таки сквозные проблемы подросткового возраста? Как известно, ключевая особенность подростка - стремление к взрослости. Но стремление к взрослости, как самостоятельности, свободе, независимости от мира взрослых (прежде всего родителей) оборачи­вается зависимостью от сверстников, от группы. Потому что именно сверстники и близкие по возрасту, старшие, задают эталоны взросло­сти, может быть «квазивзрослости», «вроде бы взрослости», эталоны отношения к деятельности (в том числе к учению), к друзьям, к груп­пе, к речевым нормам, к внешности, к любительским занятиям, к близким взрослым (в частности, к учителям). Каждое из этих отноше­ний содержит потенциал типичных возрастных проблем.

Отношение с группой: принятие - непринятие группой (особенно ак­туально в младшем подростковом возрасте), признание - непризнание груп­пой (более актуально в среднем подростковом возрасте).

Отношение к деятельности: занят ли, проявляет ли себя подрос­ток в хобби, деятельностях, ценимых в подростковом сообществе, успе­шен или неуспешен в этих сферах.

Отношение к внешности, внешнему в себе: принимает ли подрос­ток возрастные изменения в своей внешности как желаемые, возможные или сопротивляется им, соответствует или не соответствует внешность, манера общения, поведения, одежда групповым и возрастным эталонам, в частности, эталонам девочки и «пацана». Особые случаи, но типичные для подростков - следовать одновременно противоположным эталонам, например «пай-мальчика» и «своего пацана». Иногда это столкновение стремлений происходит на одном поле, например, на поле учения. Одно­временное стремление соответствовать требованиям учителя и ожидани­ям группы, несовпадающих порой с требованиями учителя, создает большую напряженность во внутреннем мире школьника.

Конечно, все эти проблемы имеют возрастную динамику, переме­щаются с возрастом из сферы в сферу, выдвигают своих лидеров и т.д. Об этом речь в памятках.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: