Проблема культуры поведения

В пятом классе происходят разрушения (иногда стремительные) навы­ков школьного поведения, привитых начальной школой. И это закономерно. На смену поведению, идущему от требований учителя, вступает двухслойное поведение - идущее как от школьных требований, так и от групповых подрост­ковых норм. Но это последнее, как правило, в пятом классе только зарождает­ся. В поведении пятиклассников происходят два процесса: выбор групповых норм, на которые пятиклассник ориентируется (это процесс привычный) и ста­новление своего, «непохожего», индивидуального стиля поведения.

Работа педагога с групповым поведением может иметь такие лилии:

· выбор общих норм, правил поведения (см. «отношения в классе»);

· групповое, коллективное обсуждение (но не осуждение!) острых по­веденческих ситуаций;

· цикл занятий, классных часов игрового характера по навыкам пуб­личного поведения (хороший цикл таких занятий для 5-6-х классов разработан психологом школы № 21 И.Г.Антоновой. См. Воспитание- 98. Выпуск 2. Издание ИПК 1998г.).

· С самооценкой в младшем подростковом возрасте происходят проблемные события.

Главный источник самооценки в начальной школе - мнения, оценки учителя. Этот источник в пятом классе сохраняется, но теперь учителей много и их оценки могут быть чуть ли не противоположные. Но начинает серьезно действовать и второй источник самооценки - мнения, суждения сверстников, как школьных, так и во дворе. Причем, значимыми чаще всего являются не мнения сверстников вообще, в ребят своего пола. Следствие всего этого: рост неадекватных (заниженных, завышенных) самооценок и рост числа противо­речивых самооценок (в чем-то высоких, в чем-то низких).

Работа с самооценкой - это тонкая педагогическая работа. В основе ее - обратная связь, информация об учениках, проявлениях подростка со стороны авторитетных взрослых и значимых сверстников. В работе класс­ного воспитателя возможны такие способы влияния на самооценку:

· индивидуальные разговоры, обсуждения со школьником его достижений, отношений (помогает, только если воспитатель авторитетен для подрост­ка);

· групповая работа, но не в лоб, с этим школьником, а как занятия, близкие к психологическому тренингу, в котором ребята узнают о себе, оценива­ют себя через специальные психологические упражнения, задания;

· создание ситуаций публичного успеха, достижений.

6. Проблема нового класса.

В первые недели (месяцы - уже опоздание!) в новом классе необ­ходимо решить две взаимосвязанные задачи - взаимоузнавания и перво­начального сплочения. Взаимоузнавание должно носить подчеркнуто по­зитивный эмоциональный характер. Возможные формы: «Круг знакомст­ва», интересная анкета с публично поданными результатами, классная стенгазета «Здравствуйте!»…Очень важно, чтобы в этот процесс взаимо­узнавания воспитатель был включен не только в своей педагогической ипостаси, но и в человеческой.

Направление и результат первоначального сплочения класса - скла­дывание «чувства МЫ». Пути - первоначальный опыт совместной, обяза­тельно интересной, удавшейся деятельности и символизация «МЫ» (эмбле­мы, значки, правила, в идеале даже собственная форма или ее элементы). Фиксацией окончания этого этапа может быть дружный праздник рождения класса в октябре (не позже!) с соответствующими поздравлениями от адми­нистрации, параллельных классов, подарками от родителей и т.п.

Шестой класс

  1. Отношение к учению - важный феномен, показывающий особен­ности развития шестиклассников. В шестом классе отношение к учению не­редко становится непростым, а то и противоречивым. Можно говорить о семи базовых вариантах отношения шестиклассником к учению:

· несомненное положительное отношение, увлеченность всяким учением (этот вариант весьма редок);

· положительное отношение к учению с некоторыми оговорками («учиться люблю, но не люблю учить наизусть»). Оговорки относятся не к предметам, а к каким-то видам учебной работы, учебных заданий;

· положительное отношение, интерес к учению, замаскированный под отрицательное отношение (ученик с интересом учится, но в классе, в группе это не одобряется, и школьник демонстрирует перед классом, перед приятелями скептическое, а то и негативное отношение к уче­нию, к учебным занятиям);

· положительное отношение только к отдельным учебным предметам;

· отрицательное пассивное отношение к учению во всех его формах (за этим стоит низкая учебная самооценка и восприятие себя как неспособного);

· отрицательное агрессивное отношение к учению {за этим прячется неадекватная, чаще завышенная самооценка, нежелание воспринимать себя, как неспособного);

· отрицательное отношение к учению с демонстративной имитацией положительного отношения (в этом случае, хотя ученики и выполня­ют домашние задания, но они для них неинтересны, а то и бессмыс­ленны - учение во многом становится имитацией учения).

Сортировка школьников по типам отношения к учению позволяет вос­питателю лучше понять проблемы школьника, связанные с учением. Фунда­ментальная причина ухудшения отношения к учению и учебных успехов под­ростков в несоответствии традиционных методов обучения возрастным стрем­лениям, потребностям школьников. Инновационные школы, в которых про­блема подросткового учения более-менее решена опираются на три идеи:

  • решительное включение в учение общения подростков (значительная доля микрогрупповой, групповой, проектной работы);
  • всякое развитие и поощрение группового и индивидуального авторст­ва учебных заданий, упражнений, проектов;
  • создание условий для всяческих позитивных (но не только академиче­ских) проявлений подростков на уроке, с организационным признани­ем, оценкой этих проявлений одноклассниками.
  1. Рост и здоровье.

Эта проблема в шестом классе, прежде всего, проблема девочек. В ней два аспекта: физиологическо-педагогический и личностный. Быст­рый рост подростка - это всегда неравномерный рост органов, организ­ма. Типичные рискованные зоны: сердце, сосуды, вегетативная, нервная, гормональная системы. Владение воспитателем соответствующей меди­цинской информацией о стремительно растущем подростке чрезвычайно необходимо. Общая педагогическая рекомендация - регулировка учеб­ных нагрузок, которая включает два аспекта: реализм учебных целей и создание щадящего режима учебной работы (школьного и домашнего). Воспитателю в этой ситуации часто приходится встречаться с собствен­ной проблемой — ему трудно порой принять мысль, что самые рослые девочки и мальчики наиболее уязвимы в плане здоровья.

Личностный аспект проблемы роста и здоровья - это отношение са­мого подростка к происходящим с ним изменениям. Принятие - непринятие себя растущего - вот его ось. Возможны две позитивных_позици в отноше­нии своей внешности: безусловное принятие («это мое», «какая есть — такую себя и люблю») и частичное принятие («да, нос картошкой, зато волосы красивые»). Очень важно, чтобы происходило открытие - «это не только со мной, это со всеми». Самая легкая и эффективная - это групповая форма работы над этой проблемой - «девичник», «посиделки» с обсуждением де­вичьих вопросов, проблем. Очень неплохой источник информации к таким «посиделкам» читаемый многими девочками журнал «Маруся». Трудно на­звать аналогичный источник для мальчиков.

3. С внешностью, и не только с ней, связаны ряд типичных лич­ностных комплексов подростков. Комплексом в психологии называют группу связанных друг с другом проявлений, мешающих развитию чело­века и не осознаваемых или недостаточно осознаваемых им. Типичные комплексы подростка: «неудачника» и «застенчивого». «Расцветают» они, как правило, в старших классах, но основы складываются в двена­дцать лет, а то и в более раннем возрасте.

Основной признак комплекса «неудачника» - выбор в ситуации, где вполне возможен для него успех, достижение задания, деятельности ве­дущей к неудаче, неуспеху (девиз «неудачника» - «Все равно не повезет, не получится»), В работе с «неудачниками» необходимы три хода, три шага: помочь ему осознать, что он сам порою избегает возможности ус­пехов разработать вместе с ним образ, «модель» удачника (его действия, стратегии, поведение), помочь «поиграть», потренироваться в удачливое поведение. По работе над этой проблемой существует замечательная кни­га А.Прохожан «Психологический справочник для неудачника» -М.,1994.

Второй комплекс - застенчивость. Если базовое состояние «не­удачника» - «не получится», то застенчивого подростка - «боюсь людей!» Типичное поведение подростка с комплексом застенчивости - это стремле­ние спрятаться, загородиться (в том числе вещами: сумкой на парте и т.п.), желание стать невидимым, даже в безоценочной ситуации, когда учи­теля или ребята обращаются к нему, не оценивая его действия, проявления, особенности. Что лее делать с «застенчивыми»? Во-первых, говорить по­стоянные искренние комплименты, совершенно не обязательно за дости­жения. Комплименты могут быть и за внешность, и за настроение, и за что угодно - лишь бы искренне. Во-вторых, если застенчивый к вам относится с доверием, почаще прикасайтесь к нему, обнимайте, жмите руку, хлопайте по плечу... Одна из базовых причин застенчивости - дефицит дружеского физического контакта. В-третьих, включайте его в групповые физическо-эмоциональные действия, не требующие от него публичных индивидуаль­ных проявлений (например, игры в кричалки и т.п.). В-четвертых, обучай­те его через игровые, ролевые упражнения навыкам общения и не стесни­тельного поведения. Об этом комплексе тоже есть хорошая доступная кни­га Ф.Зимбардо «Застенчивость» -М., 1994.

4. Возможность поддержки шестиклассника на школьном уровне. Самые главные возможности в сфере ученических отношений и взаи­модействий таковы:

  • школьные дела, праздники (та же «Фортуна») как арена проявлений про­блемных шестиклассников. Проявить себя перед «не своими» ребятами для некоторых ребят ценнее, а то и легче, чем перед одноклассниками;
  • разновозрастные клубы, кружки, секции, где есть возможность занять желательную позицию, роль, которая в классе уже занята или отсутст­вует. Это нередко неплохой ход для мальчиков и девочек, заметно опережающих в интересах и отношениях одноклассников. (Понятно, что за «кадром» должна быть совместная проработка этого хода вос­питателем и руководителем соответствующего объединения);
  • есть школьные дела, события (тот же «День гимназиста»), которые демон­стрируют более высокий уровень отношений, поведения, чем классные. При минимальном педагогическом усилии его (событие, дело) можно раз­вернуть как образец для отношений в классе. Например, через обращение в классе: «Давайте будем стараться быть такими дружными (вежливыми, за­ботливыми...), как мы были тогда-то (в том празднике, в том походе)».

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: