В Приложении Б предлагаются ситуации, ознакомившись с которыми, необходимо ответить на следующие вопросы.
1. Какие ситуации представляют собой социально-психологический конфликт? На основании каких признаков вы сделали эти выводы.
2. Какие конфликтные ситуации являются примером межличностного, а какие – межгруппового конфликта?
3. На примере одной из представленных ситуаций определите основные этапы развития и протекания конфликта.
Задание 2.
На основе собственного опыта опишите и проанализируйте одну конфликтную ситуацию в соответствии с предлагаемой схемой.
Схема анализа конфликтных ситуаций
1. Определите субъектов конфликтной ситуации.
2. Объект конфликта (то, из-за чего возникает конфликт).
3. Деструктивные действия участников конфликтной ситуации.
4. Исход конфликта – как был разрешен конфликт.
Задание 3.
Заполните и обработайте тест К. Томаса «Стили поведения в конфликтной ситуации».
- Какие действия характеризуют тот или иной стиль поведения?
|
|
- Какие стили поведения являются самыми эффективными для достижения положительных исходов?
- С какой целью может использоваться методика К. Томаса в практике социально-психологического консультирования?
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Дайте определение социально-психологического конфликта.
2. Какие искажения восприятия ситуации возникают на стадии формирования субъективного образа конфликта?
3. Назовите возможные исходы конфликта.
4. Назовите и дайте характеристику основным стилям поведения в конфликтных ситуациях.
5. Какими свойствами обладает объект конфликта?
6. Что является причиной частых конфликтов в ситуациях взаимодействия: «родитель - ребенок», «подросток - группа», «муж - жена».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Битянова, М. Р. Социальная психология: Учебное пособие / М. Р. Битянова. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 576 с.
2. Анцупов, А. Я., Шипилов, А. И. Конфликтология /А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2002. – 591 с.
3. Гришина, И. В. Психология конфликта / И. В. Гришина. – СПб.: Питер, 2003. – 464 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А