В подготовительной части занимающиеся подготавливаются к выполнению задач основной части данного урока.
Частные «физиологические» задачи подготовительной части урока:
1) подготовка центральной нервной системы и вегетативных функций занимающихся;
2) восстановление возможной (для каждого занимающегося) подвижности в суставах;
3) подготовка двигательного аппарата к действиям, требующим от занимающихся значительных мышечных напряжений. Такая подготовка не только обеспечивает успешное выполнение упражнений в основной части урока, но и в какой-то мере является профилактическим мероприятием.
Однако в этой части урока занимающиеся подготавливаются не только к данному уроку. Выполняя различные упражнения, они приобретают умения управлять своими движениями в любом ритме, с различной скоростью и степенью напряжения; формируют и совершенствуют навыки в исполнении отдельных компонентов или законченных двигательных действий, овладевают школой движений.
Задачи в этой части урока решаются разнообразными средствами: строевыми упражнениями, разновидностями передвижений, элементами танца, подвижными играми, общеразвивающими упражнениями без предметов, с предметами и отягощениями (палки, скакалки, гантели, набивные мячи), на скамейке и на гимнастической стенке.
|
|
Строевые упражнения занимают важное место в подготовительной части урока. С их помощью можно быстро и удобно разместить занимающихся для выполнения различных упражнений, а также сохранять надлежащий порядок и дисциплину на занятиях. Кроме того, они способствуют формированию правильной осанки и установленной в гимнастике манеры выполнения упражнений.
Разновидности передвижений — это средства, без которых, как правило, не обходится ни один урок гимнастики. Они активизируют вегетативные функции организма и в сравнительно короткое время подготавливают двигательный аппарат (особенно ноги) занимающихся к предстоящей деятельности.
При подборе упражнений к уроку следует учитывать их физиологическую и учебную значимость. Иными словами, помимо упражнений, подготавливающих двигательный аппарат, органы дыхания и кровообращения (ходьба, бег, подскоки с различными положениями стоп и т. п.), рекомендуется применять и такие, которые помогут занимающимся быстрее овладеть сложными двигательными действиями (темповые подскоки вперед, различные прыжки толчком одной и обеими ногами, в том числе с поворотами и т. п.).
Несмотря на очевидные достоинства строевых упражнений и разновидностей передвижений, все же основными средствами подготовительной части урока гимнастики следует считать общераз-вивающие упражнения, оказывающие всестороннее и в то же время избирательное воздействие на человека. Беспредельное разнообразие общеразвивающих упражнений позволяет занимающимся обогащать свой двигательный опыт, научиться более точно дифференцировать движения, овладеть школой движений. Выбор упражнений для подготовительной части урока определяется: •спецификой гимнастики, задачами занятий, составом занимающихся и другими условиями проведения.
|
|
Комплекс общеразвивающих упражнений может состоять из упражнений чисто разминочного характера.
Помимо «разминочных» упражнений преподаватель должен применять на занятиях упражнения, способствующие улучшению координации движений, воспитанию ритма, овладению основами двигательных действий. И если в этом периоде в подготовительную часть урока будут включены упражнения художественной
гимнастики, хореографии, классического балета, то это облегчит занимающимся овладение спортивным мастерством.
В тех случаях, когда основное назначение подготовительной части урока сводится только к разминке, количество упражнений меньше, а форма их проще. Это, естественно, отразится и на продолжительности подготовительной части урока, которая зависит от задач урока и состава занимающихся. В частности, физиологические задачи подготовительной части урока при проведении занятий основной гимнастикой с детьми среднего школьного возраста могут быть решены в течение 5—7 мин. В занятиях со взрослыми спортсменами, находящимися в хорошей спортивной форме, на решение этих задач потребуется не более 10—12 мин. В тех случаях, когда в подготовительной части предполагается решение и образовательных задач, количество упражнений увеличивается, а содержание их меняется.
Внутри комплекса общеразвивающие упражнения распределяются в порядке нарастающей интенсивности и чередуются по назначению.
Говоря об интенсивности упражнений, следует иметь в виду не только величину мышечной массы, включенной в активную деятельность, но также (что важно) амплитуду и темп выполнения движений.