Лекция № 1
Введение в курс теории и методики физического воспитания в ДОУ
План:
1. Понятие детства. Парадоксы детского развития.
2. Место и роль ФВ в системе дошкольного образования.
3. Общебиологическая роль двигательной активности в развитии растущего организма.
4. Единство целей, задач, базовых принципов физического воспитания.
5. Программно-нормативные основы физического воспитания.
6. Общая характеристика программ дошкольного образования.
7. Основные понятия курса.
Понятие детства. Парадоксы детского развития.
Ребенком считается человеческое существо от рождения до 18 лет.
Детство – это период от рождения ребенка до его становления полноценным членом общества. Это период наиболее стремительного физического и психического развития человека.
Парадоксы детского развития:
1. Хотя человек занимает высшую ступень в эволюции живых существ, обладает наиболее совершенной нервной системой, новорожденный человек появляется самым беспомощным из всех живых существ, так как не обладает готовыми формами поведения.
|
|
2. Новорожденный, появившийся на свет много тысяч лет назад, по уровню функционирования всех внутренних органов и уровню развития ЦНС абсолютно идентичен современному младенцу.
Место и роль физического воспитания в системе дошкольного образования.
Первый детский сад был основан Ф.Фребелем в конце 19 века.
Физическое воспитание является обязательным компонентом дошкольного образования.
Физическое воспитание – это социально обусловленный педагогический процесс физического совершенствования человека; это единственный вид воспитания, оказывающий непосредственное влияние на состояние здоровья человека.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста должно рассматриваться как приоритетное направление деятельности дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), ведь в общей системе дошкольного образования именно этот вид воспитания имеет решающее значение для охраны и укрепления здоровья и становления и развития физического и психического потенциала ребенка.
Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Поэтому крайне важно правильно организовать занятие физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.
Именно поэтому в программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях большое внимание уделяется физической культуре, организации оздоровительной работы с детьми.
Каждое дошкольное учреждение имеет право на свою систему физического воспитания; педагогический коллектив детского сада сам определяет, каким формам физкультуры отдать предпочтение, оценивая их эффективность по конечным результатам.