Методические рекомендации. Основная цель при изучении темы заключается в том, чтобы раскрыть суть политических процессов в послевоенной Восточной Европе и доказать неизбежность краха

Основная цель при изучении темы заключается в том, чтобы раскрыть суть политических процессов в послевоенной Восточной Европе и доказать неизбежность краха тоталитарных режимов. Некоторые сложности в подготовке к занятиям могут возникнуть из-за необходимости учета многих особенностей в истории отдельных стран.

Вспомните материал тем № 1 и 2 о политике Советского Союза в странах Центральной и Юго-Восточной Европы на завершающем этапе второй мировой войны. Как реагировали на действия СССР его западные союзники? Какую роль в развязывании холодной войны сыграла борьба великих держав за влияние в Восточной Европе? Дополнительный материал находится в учебнике «СССР и холодная война» (гл. 3.).

Дайте характеристику изменения экономических и политических систем стран, оказавшихся в советской сфере влияния. Для этого материал о преобразованиях в этом регионе целесообразно рассмотреть, применяя метод сравнения определенных направлений политики.

Обращаясь к проведению аграрной реформы, сопоставьте законодательные акты Албании (Хрестоматия, с. 203-204), Югославии (Хрестоматия, с. 392-394), Чехословакии (Хрестоматия, с. 373-374), Болгарии (Хрестоматия, с. 209-210), Румынии (Хрестоматия, с. 364-366). Как велась борьба с "несоциалистическими" укладами?

Рассмотрев документы о национализации промышленности в Чехословакии (Хрестоматия, с. 375-376), Польше (Хрестоматия, с. 337), Болгарии (Хрестоматия, с. 212-213), Румынии (Хрестоматия, с. 361 -362), Венгрии (Хрестоматия, с. 233-234), сделайте вывод о создании экономических предпосылок тоталитарного господства в странах Восточной Европы.

Покажите процесс создания политических предпосылок тоталитаризма: сравните документы об объединении коммунистических и социалистических партий Венгрии (Хрестоматия, с. 230-231), Польши (Хрестоматия, с. 338-342), Чехословакии (Хрестоматия, с. 379), а также тексты договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, заключенных СССР в 1948 г. с Болгарией (Хрестоматия, с. 214), Венгрией (Хрестоматия, с. 229-230), Румынией (Хрестоматия, с. 359-360). Используя статью И. И. Орлика "Запад и Прага в феврале 1948 г.", сделайте вывод о реакции западных государств на образование коммунистических режимов в Восточной Европе. Можно ли говорить о существовании политического режима "народной демократии" в восточноевропейских странах? Когда началось навязывание им сталинской модели социализма?

Для осмысления второго вопроса темы вспомните, какой орган руководства международным коммунистическим движением был создан после завоевания большевиками власти в России, в чем заключались его цели и методы, каковы были причины прекращения его деятельности.

Используя источники (Хрестоматия, с. 151-154) и материалы статей Л. Я. Гибиянского "Как возник Коминформ" и Г. М. Адибекова, ответьте на следующие вопросы: от кого исходила инициатива создания Коминформа? в чьих руках оказалось фактическое руководство им? каковы были его состав, цели и методы работы? каковы были причины его роспуска?

Рассмотрение третьего пункта плана призвано показать степень зависимости стран Восточной Европы от советского руководства и способы обращения с "непослушными" партнерами в конце 40-х гг.

Как складывались советско-югославские отношения в 1944-1948 гг.? Что стало поводом и причиной конфликта? Какие последствия имело "отлучение" Югославии для самой СФРЮ и других стран советской ориентации? Какие типичные черты взаимоотношений СССР с сателлитами выявил конфликт? Используйте воспоминания М. Джиласа, монографию Р. Уэста (гл. 12) и статьи Ю. С. Гиренко и Л. Я. Гибиянского "Коминформ в действии".

Работа над четвертым вопросом темы должна сформировать представления о возрастании зависимости стран Восточной Европы от Советского Союза в середине 50-х гг. Дайте характеристику режима М. Ракоши и реформистского курса И. Надя. Как советское руководство оценивало политическое развитие в Венгрии в 1956 г. и требования оппозиции? Чем руководствовалось при вводе войск? Обратитесь к решениям VII съезда ВСРП и высказываниям Н. С. Хрущева (Хрестоматия, с. 234-238). Как реагировали страны Запада на применение советской военной силы? какие последствия имело подавление венгерского восстания для страны, социалистического лагеря, международных отношений? Используйте работы Г. Киссинджера (гл. 22), Б. Й. Желицки и В. Л. Мусатова.

Проанализируйте Декларацию советского правительства об отношениях с социалистическими странами (Хрестоматия, с. 100-102). Как советское руководство оценивало отношения с этими государствами в эпоху Сталина? На какие шаги был готов СССР ради укрепления взаимного доверия? Можно ли найти в тексте намеки на возможность советского военного вмешательства? Мог ли СССР пойти на "отлучение" Венгрии по югославскому образцу?

Используя статьи Р. Г. Пихоя, Ю. С. Новопашина, И. И. Орлика, объясните понятие "пражская весна". Как оценивали события в Чехословакии руководство социалистических и западных стран? Как принималось решение о вводе войск? Каковы были последствия вторжения для ЧССР, стран социалистического лагеря, международных отношений? В чем суть доктрины "ограниченного суверенитета"?

К выводам об изменении отношений между Советским Союзом и странами Восточной Европы должно привести изучение шестого пункта плана. В чем выразился кризис в Польше в начале 80-х гг.? Кто выступил движущей силой недовольства? Чего добивалась оппозиция? Как реагировало советское руководство? Сравните причины, ход кризиса и политику СССР в Польше с ходом венгерских и чехословацких событий. Используйте публикацию документов "Комиссии Суслова".

Раскрывая содержание демократических революций в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, ответьте на следующие вопросы: каковы причины революций, их общие черты и особенности в Чехословакии, Болгарии, Венгрии, Румынии, Польше, Югославии? каковы их внутреНовая и новейшая историяе и международные последствия? как реагировали СССР и страны Запада на изменения в Восточной Европе?

В заключение дайте характеристику положения бывших социалистических стран в современном мире. Какие экономические, социальные, внешнеполитические и национальные проблемы стоят перед ними? в чем причины распада СФРЮ и ЧССР? Используйте монографию Р. Уэста (гл. 15-20), статьи В. К. Волкова, К. Денчева, А. А. Язьковой и материалы круглого стола "Центрально-Восточная Европа и Россия: проблемы трансформации".

Возможно заслушивание сообщений по современной ситуации в отдельных странах Восточной Европы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: