ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ К БЛОК-МОДУЛЮ
Предупреждение! Все приводимые ниже методики могут использоваться только в учебных, некоммерческих целях.
К модулю «Общение и социальный интеллект».
Шкала социального самоконтроля (Методика М. Снайдер. Цит. по: «Диагностика здоровья. Психологический практикум»).
Опросник измеряет степень контроля человека над своим поведением и, следовательно, управление впечатлением о нем у окружающих. Посредством данной шкал можно определить в какой мере данный человек относится к категории людей, которые хорошо умеют управлять производимым впечатлением («хорошо управляющих собой») или к категории людей, чье поведение обусловлено скорее внутренними установками, а не предъявлением себя («плохо управляющих собой»). Автором данной шкалы выделено два типа личности: личность «прагматическую» и личность «принципиальную». Человек демонстрирует соответствующий своему типу личности тип предъявления себя, либо скроенный в соответствии с ситуативными особенностями (у «прагматической»), либо отражающий скорее внутренние характеристики (у «принципиальной» личности).
|
|
Инструкция. Возьмите чистый лист бумаги. На нем вы будете регистрировать свои ответы. Прочтите первое предложение. Напишите на листе цифру 1. Рядом с ней поставьте «+», если вы согласны или почти согласны с предложением, и «-», если не согласны или почти не согласны с ним. То же проделайте со всеми остальными вопросами.
Текст опросника
1. Мне трудно имитировать поведение других людей.
2. Мое поведение обычно является выражением моих истинных чувств.
3. На вечеринках или собраниях я не пытаюсь делать или говорить то, что нравится другим.
4. Я могу отстаивать только те идеи, в которые верю.
5. Я могу произнести экспромтом речь даже о тех вещах, о которых я почти ничего не знаю.
6. Мне кажется, я притворяюсь, чтобы развлечь людей или произвести на них впечатление.
7. Когда я не знаю, как себя вести в некоторых ситуациях, я смотрю, как поступают другие.
8. Вероятно, я мог бы стать хорошим актером.
9. Я редко нуждаюсь в совете друзей, чтобы выбрать фильм, книгу или музыку.
10. Иногда со стороны кажется, что я испытываю более глубокие эмоции, чем есть на самом деле.
11. Я больше смеюсь, когда смотрю комедию в компании, чем когда нахожусь один.
12. В группе людей я редко являюсь центром внимания.
13. В различных ситуациях и с разными людьми я поступаю как совершенно разные лица.
14. У меня не очень-то получается заставлять других людей любить меня.
15. Даже если я недоволен собой, я часто делаю вид, что прекрасно провожу время.
|
|
16. Я не всегда бываю таким, каким кажусь.
17. Я не стал бы менять свое мнение (или манеру поведения) для того, чтобы доставить кому-то удовольствие или заслужить чье-то расположение.
18. Я считаюсь человеком, вносящим оживление в компанию.
19. Чтобы ладить с окружающими и нравиться им, я склонен быть таким, каким меня хотят видеть.
20. Мне никогда не удавались такие игры, как шарады, импровизированные представления.
21. Мне трудно изменить свое поведение, чтобы приспособиться к разным людям и различным ситуациям.
22. На вечеринках я предоставляю другим право шутить и рассказывать истории.
23. В компании я чувствую себя немного скованно и не могу показать все, на что я способен.
24. Я могу смотреть человеку прямо в глаза и лгать с честным лицом (если это нужно для дела).
25. Я могу обманывать людей, демонстрируя дружеское отношение к ним, в то время как на самом деле они мне не нравятся.
Обработка и интерпретация результатов
Подсчет значения шкалы социального самоконтроля (ШСС) проводится путем суммирования баллов в соответствии со следующим ключом:
• положительный выбор: 5,6,7,8,10,11,13,15,16,18,19,24,25;
• отрицательный выбор: 1,2,3,4,9,12,14,17,20,21,22,23.
«Ключ» означает, что если Ваш ответ совпадает с типом ответа, обозначенным в ключе, то засчитывается один балл. Затем все баллы суммируются. Итоговый показатель может находиться в диапазоне от 0 до 25. Чем выше его значение, тем выше способность управления предъявлением себя в общении или социальный самоконтроль. Нормативные значения показателей шкалы ШСС следующие: среднее значение Х с р = 11,7; стандартное отклонение — 4,1. Это означает, что значимыми для интерпретации являются показатели, выходящие за пределы диапазона 11,7 ± 4,1.
В исследовательских целях для соблюдения корректности нужно «сырые баллы» перевести в стандартные оценки («стены»).
Перевод первичных данных в шкалу стенов осуществляется в соответствии с представленной таблицей.
Люди с высоким уровнем социального самоконтроля чутко воспринимают эмоциональные и поведенческие проявления окружающих и ориентируются на них в тех ситуациях, когда не знают, как поступить. Поведение таких людей изменяется в зависимости от ситуации. Кроме того, у них возможно рассогласование в выражении эмоций разными средствами: например, выражение лица у такого человека может свидетельствовать об одном эмоциональном состоянии, а голос — о другом. Такие люди ведут себя в соответствии с их внутренним эмоциональным состоянием только в ситуациях с минимальными «подсказками» со стороны окружения. В целом людей с высоким уровнем социального самоконтроля отличает озабоченность социальной адекватностью их поведения, чувствительность к поведению других и использование его в качестве руководства по управлению собственной экспрессией. Такие люди эффективно контролируют свое поведение и без труда могут создать у окружающих нужное впечатление о себе.
Индивиды с низким уровнем социального самоконтроля обладают противоположными качествами. Они мало озабочены адекватностью своего поведения и эмоциональной экспрессии и не обращают внимания на нюансы поведения других людей. Это не означает, что они менее эмоционально выразительны. Просто их поведение и эмоции зависят в большей степени от их внутреннего состояния и установок, а не от требований и особенностей ситуации. Поэтому разнообразие способов их предъявления себя не очень широк. В связи с этим поведения таких людей более однообразно в различных ситуациях. Они характеризуются большей согласованностью мимики, жестов, интонации голоса и других средств выражения эмоций, и отсутствием развитых навыков контроля и управления своим поведением.