Текст опросника

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ К БЛОК-МОДУЛЮ

Предупреждение! Все приводимые ниже методики могут использоваться только в учебных, некоммерческих целях.

К модулю «Общение и социальный интеллект».

Шкала социального самоконтроля (Методика М. Снайдер. Цит. по: «Диагностика здоровья. Психологический практикум»).

Опросник измеряет степень контроля человека над своим пове­дением и, следовательно, управление впечатлением о нем у окружающих. Посредством данной шкал можно определить в какой мере данный человек относится к категории людей, которые хорошо умеют управ­лять производимым впечатлением («хорошо управляющих собой») или к категории людей, чье поведе­ние обусловлено скорее внутренними установками, а не предъявлением себя («плохо управляющих собой»). Автором данной шкалы выделено два типа личности: личность «прагматическую» и личность «принципиальную». Человек демонстрирует соответствующий своему типу личности тип предъявления себя, либо скроенный в соот­ветствии с ситуативными особенностями (у «прагматической»), либо отражающий скорее внутренние характеристики (у «принципиальной» личности).

Инструкция. Возьмите чистый лист бумаги. На нем вы будете регистрировать свои ответы. Прочтите первое предложение. Напишите на листе цифру 1. Рядом с ней поставьте «+», если вы согласны или почти согласны с предложением, и «-», если не согласны или почти не согласны с ним. То же проделайте со всеми остальными вопросами.

Текст опросника

1. Мне трудно имитировать поведение других людей.

2. Мое поведение обычно является выражением моих истинных чувств.

3. На вечеринках или собраниях я не пытаюсь делать или говорить то, что нравит­ся другим.

4. Я могу отстаивать только те идеи, в которые верю.

5. Я могу произнести экспромтом речь даже о тех вещах, о которых я почти ниче­го не знаю.

6. Мне кажется, я притворяюсь, чтобы развлечь людей или произвести на них впечатление.

7. Когда я не знаю, как себя вести в некоторых ситуациях, я смотрю, как поступают другие.

8. Вероятно, я мог бы стать хорошим актером.

9. Я редко нуждаюсь в совете друзей, чтобы выбрать фильм, книгу или музыку.

10. Иногда со стороны кажется, что я испытываю более глубокие эмоции, чем есть на самом деле.

11. Я больше смеюсь, когда смотрю комедию в компании, чем когда нахожусь один.

12. В группе людей я редко являюсь центром внимания.

13. В различных ситуациях и с разными людьми я поступаю как совершенно раз­ные лица.

14. У меня не очень-то получается заставлять других людей любить меня.

15. Даже если я недоволен собой, я часто делаю вид, что прекрасно провожу время.

16. Я не всегда бываю таким, каким кажусь.

17. Я не стал бы менять свое мнение (или манеру поведения) для того, чтобы доста­вить кому-то удовольствие или заслужить чье-то расположение.

18. Я считаюсь человеком, вносящим оживление в компанию.

19. Чтобы ладить с окружающими и нравиться им, я склонен быть таким, каким меня хотят видеть.

20. Мне никогда не удавались такие игры, как шарады, импровизированные пред­ставления.

21. Мне трудно изменить свое поведение, чтобы приспособиться к разным людям и различным ситуациям.

22. На вечеринках я предоставляю другим право шутить и рассказывать истории.

23. В компании я чувствую себя немного скованно и не могу показать все, на что я способен.

24. Я могу смотреть человеку прямо в глаза и лгать с честным лицом (если это нужно для дела).

25. Я могу обманывать людей, демонстрируя дружеское отношение к ним, в то время как на самом деле они мне не нравятся.

Обработка и интерпретация результатов

Подсчет значения шкалы социального самоконтроля (ШСС) проводится путем сум­мирования баллов в соответствии со следующим ключом:

• положительный выбор: 5,6,7,8,10,11,13,15,16,18,19,24,25;

• отрицательный выбор: 1,2,3,4,9,12,14,17,20,21,22,23.

«Ключ» означает, что если Ваш ответ совпадает с типом ответа, обозначенным в ключе, то засчитывается один балл. Затем все баллы суммируются. Итоговый показатель может находиться в диапазоне от 0 до 25. Чем выше его значение, тем выше способность управления предъявлением себя в общении или социальный само­контроль. Нормативные значения показателей шкалы ШСС следующие: среднее значение Х с р = 11,7; стандартное отклонение — 4,1. Это означает, что значимыми для интерпретации являются показатели, выходящие за пределы диапазона 11,7 ± 4,1.

В исследовательских целях для соблюдения корректности нужно «сырые баллы» перевести в стандартные оценки («стены»).
Перевод первичных данных в шкалу стенов осуществляется в соответствии с представленной таблицей.

Люди с высоким уровнем социального самоконтроля чутко воспринимают эмоциональные и поведенческие проявления окружающих и ориентируются на них в тех ситуациях, когда не знают, как поступить. Поведение таких людей изменяется в зависимости от ситуации. Кроме того, у них возможно рассогласование в выражении эмоций разными средствами: например, выражение лица у такого чело­века может свидетельствовать об одном эмоциональном состоянии, а голос — о другом. Такие люди ведут себя в соответствии с их внутренним эмоциональным состоянием только в ситуациях с минимальными «подсказками» со стороны окружения. В целом людей с высоким уровнем социального самоконтроля отличает озабоченность социальной адекватностью их поведения, чувствительность к пове­дению других и использование его в качестве руководства по управлению собственной экспрессией. Такие люди эффективно контролируют свое поведение и без труда могут создать у окружающих нужное впечатление о себе.

Индивиды с низким уровнем социального самоконтроля обладают противополож­ными качествами. Они мало озабочены адекватностью своего поведения и эмоциональ­ной экспрессии и не обращают внимания на нюансы поведения других людей. Это не означает, что они менее эмоционально выразительны. Просто их поведение и эмоции зависят в большей степени от их внутреннего состояния и установок, а не от требований и особенностей ситуации. Поэтому разнообразие способов их предъявления себя не очень широк. В связи с этим поведения таких людей более однообразно в различных ситуациях. Они характеризуются большей согласованностью мимики, жестов, интонации голоса и других средств выражения эмоций, и отсутствием раз­витых навыков контроля и управления своим поведением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: