ІV. Усвоение – центральное звено учебной деятельности

Усвоение:

1) механизм формирования человеком индивидуального опыта через «присвоение» общественно-исторического опыта как совокупности ЗУНов, обобщенных способов действий, нравственных и эстетических норм;

2) сложная интеллектуальная деятельность человека, включающая все познавательные процессы, которые обеспечивают прием, смысловую обработку, сохранение и воспроизведение принятого материала;

3) результат учения, его центральная часть; результат и содержание учебной деятельности.

В самом общем виде усвоение определяется как процесс приема, смысловой переработки, сохранения полученных знаний и применения их в новых ситуациях решения задач.

Психические компоненты усвоения (Н.Д.Левитов):

1) положительное отношение учащихся (интерес к учению);

2) процесс непосредственного чувственного ознакомления с материалом (наблюдательность учащихся, которая формируется с помощью предметной, изобразительной и другой наглядности);

3) мышление как процесс активной переработки материала (осмысливания, понимание, анализ, синтез и т.д.);

4) процесс запоминания и сохранения информации (установка на запоминание, закрепление в деятельности, использование мнемических приемов).

Этапы усвоения (по С.Л. Рубинштейну):

1) первичное ознакомление с материалом, или его восприятие в широком смысле слова;

2) осмысление материала;

3) запоминание и закрепление материала (повторение, изложение своими словами);

4) применение знаний на практике, овладение ими.

Основные характеристики усвоения:

– прочность усвоенных знаний, возможность применять их в разных ситуациях;

– управляемость процесса усвоения (руководство педагога);

– личностная обусловленность усвоения (зависимость от интересов, ценностей, позиции учения);

– возрастная обусловленность особенностей усвоения (специфика личностного и познавательного развития в каждом возрасте);

– готовность к актуализации знаний при решении задач (использование их на практике);

– глубина и системность усвоенных знаний.

Механизмом усвоения является обобщение (выработка обобщенных способов умственных действий, понимание общих моментов в различных ситуациях, правилах и т.д.).

Усвоение осуществляется в процессе овладения соответствующими навыками.

Навык – автоматизированное действие, доверенное до совершенства в ходе многократных упражнений.

«Автоматизированное» – не контролируемое сознанием (например, процесс письма).

«Доведенное до совершенства» – выполняются быстро, но качественно.

Периоды овладения навыком (по Н.А. Бернштейну):

1) установление навыка:

а) установление ведущего уровня (осмысливание действий и их представление);

б) определение двигательного состава движений (ознакомление с приемами выполнения действий);

в) формирование навыка с внесением необходимых коррекций; «самоощущение движений изнутри»;

г) процесс автоматизации движений;

2) стабилизация навыка:

а) срабатывание разных уровней вместе; доведение до автоматизации всех движений;

б) стандартизация (объединение отдельных движений в единое целое, устранение лишних);

в) стабилизация (повышение устойчивости к различным помехам, «несбиваемость»).

Формирование навыка происходит по определенным правилам (закономерностям).

Закономерности формирования навыков:

1) целенаправленность (навык формируется при условии сознательной постановки такой цели);

2) внутренняя мотивация и внешняя инструкция;

3) правильное распределение упражнений по времени обучения:

– наибольшее количество упражнений должно быть дано в начале тренировки;

– интервал между упражнениями по мере тренировки увеличивается;

– упражнение никогда «не сходит на нет» (сохраняется до конца обучения);

4) включение тренируемого навыка в значимую учебную ситуацию;

5) сообщение учащемуся результатов выполняемого действия;

6) понимание учащимся общего принципа действия;

7) учет педагогом того, как программа выработки одного навыка сочетается с программой выработки других.

Так, навыки в процессе формирования оказывают влияние друг на друга:

а) положительное влияние – трансфер (новый навык совершенствует, углубляет старый);

б) отрицательное влияние – интерференция (формирование нового навыка требует ломки сложившегося стереотипа).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: