Чтобы экономика страны могла развиваться, транспортный комплекс обязан опережать в развитии другие отрасли, иначе он становится тормозом для них. К сожалению, в России дела пока обстоят именно так. При увеличении численности автопарка на 10% в год общая протяженность и пропускная способность дорог растет менее чем на 1%. Сейчас плотность российской дорожной сети в расчете на единицу площади территории и на одного жителя в 2-3 раза ниже, чем в других развитых странах. А в 50-ти тысячах населенных пунктов, где проживает треть сельского населения, круглогодично работающих дорог нет вообще.
Такое состояние дел породило массу социальных проблем. Свыше 12 миллионов жителей российских сел в 21 веке оказались оторваны от услуг, которые давно и везде считаются нормой жизни. Но даже там, где есть дороги с твердым покрытием, далеко не все гладко. В прошлом году на них погибло свыше 30 тысяч человек и 300 тысяч получили травмы. Причем за последние пять лет аварийность выросла на 42 процента, и причинами ДТП все чаще становятся плохие дороги. Ведь только 9 процентов из них имеют многополосную проезжую часть. Из-за этого при обгоне «тихоходов» водителям приходится выезжать на встречную полосу.
|
|
Экономические проблемы тоже не легче. Например, грузовые перевозки практически нельзя осуществлять по большинству российских трасс. Построенные много лет назад, они рассчитывались на пропуск автомобилей весом до 10 тонн, а сейчас обычными стали 13 тонники, не говоря уже о фурах, которые потянуть 40 тонн. Экономические потери, связанные с тем, что только 35% дорог соответствуют нормативным требованиям, и лишь 19%– современным нагрузкам.
Также по территории России проходят 34 автодорожных маршрута европейской и азиатской сети международных автодорог общей протяженностью 32 000 километров, из которых 5 тысячь находится в ведении субъектов Федерации. Свыше четверти их протяженности требует реконструкции. Но на что? В последнее время уровень бюджетной обеспеченности одного километра территориальных дорог различается в субъектах в 74 раза. И при этом 67% регионов дотационные. В результате иностранные перевозки уходят на более конкурентоспособные маршруты, проходящие по территории других стран, а Россия остается без прибыли за транзит.
И при этом только 1% ВВП мы вкладываем в дороги. Если срочно не заняться ими вплотную, то, по подсчетам специалистов, к 2025 году на один километр выйдут 94 автомобиля, и интервал между ними будет равен длине одного автомобиля