Чтобы не допустить третьей типичной ошибки менеджмента, а именно бесконтрольности и отсутствия бдительности в организации, важно выдвигать конкретные задачи по обеспечению информационной безопасности предприятия, касающиеся, например, правил хранения документов или использования множительной техники. Следует заметить, что к утечке информации часто приводит небрежность самих первых лиц. Например, в частных фирмах более 75% ответственных сотрудников, принимая посетителей, не считают необходимым убирать конфиденциальные документы со стола, а также выключить компьютер. Это приводит к потере более 30% оперативной информации.
Данные опроса руководителей крупных предприятий свидетельствуют также о том, что директора хорошо знают об увеличении возможности утечки информации при использовании современных множительных средств типа ксерокса, это подтвердили 75% опрошенных. Размножение материала происходит по принципу самообслуживания, т.е. без всякого контроля— в 53,8% случаев; оператором по устной просьбе служащего — в 32,7; оператором под расписку или по письменному заказу — только в 13,5% случаев.
|
|
Иногда целесообразно разбить технологический процесс на ряд самостоятельных этапов, чтобы служащие знали только часть секретов, а цельным знанием владело лишь руководство или узкий круг лиц. Риск разглашения тайны в этом случае значительно уменьшается.
При увольнении служащий должен вернуть всю служебную документацию, даже если она составлена им и хранилась у него дома. Следует напомнить ему об этом и связаться с будущим его работодателем, уведомить работодателя в письменном виде о том, в каких областях секретного знания бывший служащий осведомлен. Разумно также сопроводить уволенного сотрудника выходным пособием.
Формированию четкой целевой установки на повышение надежности и ответственности способствует наличие в трудовом соглашении пункта о материальной ответственности за разглашение коммерческой тайны. Этот директивный момент является важным дополнением к основному управленческому компоненту обеспечения безопасности — формированию общей мотивации, когда руководитель и персонал видят друг в друге естественных партнеров. Взаимовыгодное партнерство, четкая целевая установка на защиту интересов предприятия создают основу формирования коллективной идентичности, которая, в свою очередь, служит прекрасной базой для культивирования здорового психологического климата.