Становление и развитие идей свободного воспитания (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, К.Н. Венцель, М. Монтессори)

Жан – Жак Руссо. В непосредственной связи с естественным воспитанием Руссо поставил и свободное воспитание. Первое из естественных прав человека, заявил он, – свобода.

Руссо выступал против схоластической школы с ее зубрежкой, суровой дисциплиной, телесными наказаниями и подавлением личности ребенка. Он требовал уважать личность ребенка, считаться с его интересами и запросами.

Лев Николаевич Толстой. Толстой сформулировал такое правило: «критерием педагогики – свобода», что послужило основанием к обвинению его в подражании Руссо и пропаганде идей «свободного воспитания».

По мнению Толстого, дети по своей природе стоят ближе к идеалу совершенства, чем взрослые, сформировавшиеся в условиях несправедливого и далекого от идеала общества. Родившись, человек представляет собой первообраз гармонии, правды, красоты и добра. Очень важно отметить, что настойчивое требование Толстого о свободном воспитании было формой его протеста против царской официальной педагогики и казенной школы.

Константин Николаевич Вентцель. К. Н. Венцель - педагог, представитель теории свободного воспитания. Отвергая старую школу, настаивал на организации таких учебно-воспитательных учреждений, где детям предоставляется полная свобода самостоятельного развития. Организовал Дом свободного ребенка (1906-1907), где основной упор делался на ручной труд и воспитание активного альтруизма (нравственной любви). Автор одной из первых в мире «Декларации прав ребенка» (1917).

Мария Монтессори (1870-1952). Школа М. Монтессори, итальянского психиатра и педагога, основана на теории свободного воспитания. Деятельность школы направлена на сенсорное воспитание детей дошкольного возраста путем развития отдельных чувств и органов восприятия в сензи-тивные периоды (т. е. периоды в развитии ребенка, когда он становится особенно чувствительным к соответствующим данному периоду внешним воздействиям). М. Монтессори сформулировала принцип организации особой воспитывающей и активно формирующей среды, в которой развиваются дошкольники. Ребенку необходимо предоставлять условия для самовоспитания и самообучения. Ввела самостоятельные, индивидуальные занятия детей с материалами. Разработала интересный дидактический материал.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: