»•
Многие спортсмены и тренеры очень долго помнят одни заплывы и быстро забывают о других. Для меня таким незабываемым заплывом был финал на дистанции 200 метров баттерфляем на Олимпийских играх 1964 года в Токио. Он остался в моей памяти как одно из самых радостных событий — 2 минуты невиданного напряжения, закончившегося чудесным чувством личной удовлетворенности и торжества.
История началась за шесть лет до этого. Кевин Берри проиграл соревнования баттерфляем на дистанции 50 метров, потому что постоянно оглядывался на соперников.
На меня произвела большое впечатление его сила, и, начиная с этого дня 1958 года, мы настроились на Токио, на золотую медаль на дистанции 200 м. В этот период Кевин был увлечен вольным стилем и проиграл мне множество мороженого в различных пари, связанных с его выступлениями в этом виде плавания. Он пробовал и брасс, где его техника была на грани дисквалификации, иногда выигрывал, но вскоре отказался от брасса и никогда больше в нем не стартовал. У Кевина бывали задержки в росте результатов, по я верил в его целеустремленность и удивительную способность всегда быть преданным своему делу.
|
|
Итак, финальный заплыв в Токио, который заставил вскочить со своих мест 13 тысяч зрителей, значил для меня больше, чем обычный олимпийский финал. Он был кульминацией шести лет работы, оценкой правильности наших методов тренировки. На меня всегда производила впечатление та легкость, с которой Берри бил мировые рекорды, но я понимал, что этот старт будет сложнее, чем любой рекордный заплыв. Пловец должен был преодолеть психологический барьер, который возник в результате выигрыша американцами в Токио одного финального заплыва за другим (главным соперником Берри в числе многих сильных пловцов был Карл Роби, у которого он ни разу не выигрывал). Результаты Роби в тренировках были лучше, чем у Берри, и предсказания специалистов, что Роби продолжит успех американских пловцов победой в баттерфляе, оказывали дополнительное психологическое давление на Берри.
Наш тактический план состоял в том, чтобы продержаться сзади на первых двух отрезках, выйти вперед на третьем и закрепить победу на финальном отрезке дистанции. Точно так же, как и у О'Брайена в финальном заплыве на 200 метров брассом, этот план был выполнен почти точно. Результат в финале был несколько ниже, чем мы предполагали. Мы рассчитывали на 2 минуты 5 секунд с небольшим, но Кевин проплыл за 2.06,6. Кинофильм показал, что Кевин вплотную приблизился к Роби и его товарищу по команде Фреду Шмидту в конце первой стометровки (слишком рано), ушел от них на третьем отрезке и сумел сохранить преимущество примерно на длину туловища перед бурно финиширующим Роби.
|
|
Значение первой победы Берри над Роби было велико.
Я радовался этой победе еще и потому, что в подго-
Берри я несколько отошел от методов известного
лканского тренера Джима Каунсилмена, предпочитая
амер плавания, использовавшуюся Биллом Йорзиком
Ггренером Редом Сильва на Олимпийских играх
?95б Года, когда йорзик выиграл золотую медаль.
Наверное, я должен описать идеи Каунсилмена, а также изложить свой взгляд и обосновать его. В этом случае читатель может сделать свой выбор. Разница в наших взглядах касается основ дыхания, положения тела, движения плеч.
СРАВНЕНИЕ ВАРИАНТОВ ДЫХАНИЯ В БАТТЕРФЛЯЕ
Положение бедер в обоих вариантах техники высокое и в противоположность общепринятому мнению не «прыгающее» во время гребков. Бедра удерживаются на одном уровне. Естественное движение в вертикальной плоскости отмечается тогда, когда бедра слегка опускаются в момент подъема головы для вдоха. Американские пловцы (как считает Каунсилмен) держат плечи на поверхности воды, обеспечивая вдох только движением головы. Это выполняется в соответствии с техникой дыхания в кроле и брассе, где во время вдоха допускается только движение головой. Когда же вдох заканчивается, голова возвращается в исходное положение. Плечи все время остаются сравнительно неподвияшыми. И хотя другие тренеры, включая моего соотечественника Форбса Карлайла, добились больших успехов, применяя эту, рекомендованную Каунсил-меном, технику, я считаю, что подобное сковывание плеч лишает пловца возможности развить полную мощность в гребке. Описываемая техника дыхания не трудна, и* успех приходит довольно быстро. Молодые пловцы легко овладевают ею, потому что нужно поднимать только одну голову.
Техника дыхания, которую я применял, готовя Кевина
Ьерри и Невилла Хейеса, отличалась тем, что во время
вДоха плечи слегка поднимались и опускались, а движе-
ие головы было уменьшено. Кроме того, вдох производил-
я довольно поздно. Поднимание и опускание плеч позво-
ло полнее подключить их к гребковым движениям
овца в воде. Мне бросилось в глаза, что Берри, Райкер,
эк и другие спортсмены, плывшие баттерфляем в этой
неРе, выполняли движения более естественно, свобод-
но. Они с легкостью делали то, что другим удавалось с трудом. Я, наверное, был неправ, обучая всех моих пловцов этой технике баттерфляя, и особенно Хейеса, который был, очевидно, идеально приспособлен к более плоскому положению тела в воде. Возможно, наличие специальных знаний могло бы помочь мне тогда успешнее решить эти серьезные проблемы.
Я считаю, что многие пловцы могут использовать технику плавания Берри с большим успехом, хотя у меня и нет научных доказательств этого. Эта техника не самая скоростная для коротких отрезков, но она, безусловно, становится более эффективной с увеличением длины дистанции.
Американец Карл Роби произвел на меня большое впечатление прекрасно отработанной техникой «плоского» баттерфляя. Он мог очень легко проплыть 200 метров с результатом 2 минуты 8 секунд, но пройти быстрее, «преодолеть себя», «выложиться» по-настоящему, казалось, он был неспособен. Может быть, это зависело не только от техники плавания. Однако, если вы хотите серьезно изучить технику плавания баттерфляем, обратитесь к опыту этого пловца.
Развитие баттерфляя по-настоящему началось с Олимпийских игр 1956 года. Результаты в баттерфляе росли так быстро, что многие поверили в то, что вскоре он станет самым быстрым способом плавания. Я не согласен с этим. Хотя результат Йорзика на Олимпийских играх 1956 года на дистанции 200 метров 2 минуты 19,3 секунды давно и намного превзойден, я все же уверен, что положение тела в баттерфляе не дает возможности так же эффективно использовать силу пловца, как это позволяют попеременные движения в кроле. Баттерфляй требует от пловца большой физической силы для продвижения тела вперед. Это, вероятно, одна из причин, почему американцы придерживаются своего варианта техники. Не следует забывать, что баттерфляй самый молодой способ плавания и, вероятно, имеет больше возможностей к совершенствованию, чем кроль. К тому же международные правила несколько ограничивают наши поиски в совершенствовании техники этого способа плавания. Можно считать, что мы исчерпали почти все возможности.
|
|
Однако дальнейшие поиски, проводимые тренерами в спортсменами, или какие-либо изменения правил, касаЮ' щиеся техники, могут привести к дальнейшему развитию
этого способа плавания. В настоящее время баттерфляй остается вторым по скорости способом.
Я разработал технику баттерфляя, успешно применявшуюся Берри, весьма случайно, после моей поездки в Америку в 1959 году. Я думал, что копирую технику, которую Каунсилмен поставил Майку Трою — чемпиону Олимпийских игр 1960 года. Подобную технику применял также Дэвид Джилландерс, третий призер этих игр. В действительности же я усовершенствовал технику Йорзика. Кроме Берри и Райкера я встретил только одного пловца, который применял эту же технику. Это был Иан Блэк, одаренный пловец из Шотландии. Очень жаль, что этот пловец отнесся к баттерфляю без должного упорства. Он мог бы стать одним из выдающихся баттерфляистов.
Баттерфляй очень динамичный способ плавания, Вначале он развивался как скоростная разновидность брасса. В 1936 году Джек Кэлси из Мичиганского университета, используя баттерфляй, установил мировой рекорд на дистанции 200 ярдов. Во время Олимпийских игр 1952 года в Хельсинки все участники заплывов брассом использовали баттерфляй. В финале выиграл австралиец Джон Дэ-вис. Он выполнял движения ногами брассом. Тот факт, что все участники финала игнорировали технику классического брасса и плыли баттерфляем, побудил технический комитет ФИНА объявить о разделении брасса и баттерфляя на два самостоятельных способа плавания. Новые правила ФИНА разрешили при плавании баттерфляем «выполнять одновременное движение ногами в вертикальной плоскости вверх-вниз-вверх», что облегчило баттерфляи-стам согласование движений руками с дельфиньим движением ног.
|
|