МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К практическим и семинарским занятиям
По «Человек и его потребности»
для специальности 100103 Социально-культурный сервис и туризм
Воронеж 2009
Введение
Проведение практических и семинарских работ по социальной психологии обусловлено необходимостью формирования у студентов целостного профессионального мышления, овладения эффективными способами организации взаимодействия с людьми разных социальных групп.
ЦЕЛЬ предлагаемого пособия - помочь преподавателям и студентам в организации систематической тренировочной деятельности.
Содержание заданий и ситуаций направлено на преобразующее воспроизведение связей между теоретическими положениями, вариативное воспроизведение знаний с постановкой различных целей, выполнение способов применения знаний в сходных и творческих ситуациях, систематизацию и самостоятельный поиск доказательств и ответов на поставленные вопросы.
ПАМЯТКА
для подготовки к СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ
|
|
Отличительной особенностью семинара как формы учебных занятий является активное участие самих студентов в объяснении вынесенных на рассмотрение проблем, вопросов; преподаватель, давая студентам возможность свободно высказаться по обсуждаемому вопросу, только помогает им правильно построить обсуждение. Такая учебная цель семинара требует, чтобы учащиеся были хорошо подготовлены к нему. В противном случае семинар не будет действенным и может превратиться в скучный обмен вопросами и ответами между преподавателем и студентами.
Семинары могут быть различными как по содержанию, так и по построению, организации работы. Обычно на семинарах обсуждаются заранее поставленные вопросы. Студенты заблаговременно знакомятся с планом семинарского занятия и литературой, рекомендуемой для изучения данной темы, чтобы иметь возможность подготовиться к семинару.
Иногда семинары проводятся в форме обсуждения небольших докладов или рефератов учащихся. Но это не означает, что к семинару должны готовиться только те студенты, которые делают сообщение. Чтобы активно обсуждать проблему, высказывать свою точку зрения, обмениваться мнениями, наконец, спорить в поисках истины — а это и есть главное назначение семинара, — готовиться к нему должны все.
При подготовке к семинару:
• проанализируйте тему семинара, подумайте о цели и основных проблемах, вынесенных на обсуждение;
• внимательно прочитайте материал, данный преподавателем по этой теме на лекции;
• изучите рекомендованную литературу, делая при этом конспекты прочитанного или выписки, которые понадобятся при обсуждении на семинаре;
|
|
• постарайтесь сформулировать свое мнение по каждому вопросу и аргументирование его обосновать;
• запишите возникшие во время самостоятельной работы с учебниками и научной литературой вопросы, чтобы затем на семинаре получить на них ответы.
В процессе работы на семинаре:
• внимательно слушайте Выступления других участников семинара, старайтесь соотнести, сопоставить их высказывания со своим мнением;
• активно участвуйте в обсуждении рассматриваемых вопросов, не бойтесь высказывать свое мнение, но старайтесь, чтобы оно было подкреплено убедительными доводами;
• если вы не согласны с чьим-то мнением, смело критикуйте его, но помните, что критика должна быть обоснованной и конструктивной, т. е. нести в себе какое-то конкретное предложение в качестве альтернативы;
• после семинара кратко сформулируйте окончательный правильный ответ на вопросы, которые были рассмотрены.
Семинар помогает студентам глубоко овладеть предметом, способствует развитию у них умения самостоятельно работать с учебной литературой и первоисточниками, освоению ими методов научной работы и приобретению навыков научной аргументации, научного мышления. Преподавателю же работа студента на семинаре позволяет судить о том, насколько успешно и с каким желанием он осваивает материал курса.
ПЛАН
АНАЛИЗА ЗАДАЧИ ИЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ:
1. Проанализировать микросреду, в которой происходит действие, событие, явление.
2. Определить психологические и социальные категории, представленные в задаче.
3. Выявить противоречие, источник развития анализируемого явления.
4. Определить, достигло ли цели психологическое воздействие.
5. Назвать положения теории, которые были удачно или неудачно использованы в данной ситуации.
6. Определить, какие формы, методы, средства психологического воздействия можно было бы использовать для получения положительного результата.