Оценка результатов

№ п/п Тип акцентуации Коэф­фициент «Да» (номера вопросов) «Нет» (номера вопросов)
  Гипертимный   1,12,25,36,50,61,75,85
  Дистимный   10,23,48,83,96 34,58,73
  Циклоидный   6,20,31,44,55,70,80,93
  Возбудимый '3 8,22,33,46,57,72,82,95
  Застревающий   2,16,26,38,41,62,76,86,90 13,51
  Педантичный   4,15,19,29,43,53,65,69,78, 89,92  
  Тревожный   17,30,42,54,79,91 5,67
  Эмотивный   3,14,52,64,77,87 28,39
  Демонстративный   7,21,24,32,45,49,71,74,81, 94,97  
  Экзальтированный   11,35,60,84
  Ложь   9,47,59,68,88 18,27,37,63

Количество совпадающих с ключом ответов умножается на значение коэффициента соответствующего типа акцентуации. Если полученный результат превышает 18, то это свидетельствует о выраженности данного типа акцентуации. При этом полученному результату можно доверять, если по позиции «ложь» вы набрали не более 5 баллов.

Характеристика основных типов акцентуации характера

1. Гипертимный тип. Отличается повышенным настроением, оптимистичен, чрезвычайно контактен, быстро переключается с од­ного дела на другое. Не доводит начатое дело до конца, недисцип­линирован, склонен к аморальным поступкам, необязателен, са­мооценка завышена. Конфликтен, часто выступает инициатором конфликтов.

2. Дистимный тип. Противоположен гипертимному типу. Отли­чается пессимистическим настроением, неконтактен, предпочи­тает одиночество, ведет замкнутый образ жизни, склонен к зани­жению самооценки.

Редко вступает в конфликты с окружающими. Высоко ценит дружбу, справедливость.

3. Циклоидный тип. Отличается довольно частыми периодичес­кими сменами настроения. В период подъема настроения поведе­ние гипертимно, а в период спада — дистимно. Самооценка неу­стойчива.

Конфликтен, особенно в период подъема настроения. В конф­ликте непредсказуем.

4. Возбудимый тип. Отличается низкой контактностью в об­щении. Занудлив, угрюм, склонен к хамству и брани. Неужив­чив в коллективе, властен в семье. В эмоционально спокойном состоянии добросовестен, аккуратен. В состоянии эмоциональ­ного возбуждения вспыльчив, плохо контролирует свое пове­дение.

Конфликтен, часто выступает инициатором конфликтов, в кон­фликте активен.

5. Застревающий тип. Отличается умеренной общительностью, занудлив, склонен к нравоучениям, часто занимает позицию «ро­дителя». Стремится к высоким показателям в любом деле, предъяв­ляет повышенные требования к себе, чувствителен к социальной справедливости.

Обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен, ревнив. Самооцен­ка неадекватна. Конфликтен, обычно выступает инициатором кон­фликта, в конфликте активен.

6. Педантичный тип. Отличается добросовестностью, аккурат­ностью, серьезностью в делах. В служебных отношениях — бюро­крат, формалист, легко уступает лидерство другим.

В конфликты вступает редко. Однако его формализм может про­воцировать конфликтные ситуации. В конфликте ведет себя пас­сивно.

7. Тревожный тип. Отличается низкой контактностью, неуве­ренностью в себе, минорным настроением. Самооценка зани­жена.

Вместе с тем, для него характерны такие черты, как дружелю­бие, самокритичность, исполнительность.

Редко вступает в конфликты, играя в них пассивную роль, преобладающие стратегии поведения в конфликте — уход и ус­тупка.

8. Эмотивный тип. Отличается стремлением к общению в уз­ком кругу. Устанавливает хорошие контакты только с небольшим избранным кругом людей. Чрезмерно чувствителен. Слезлив. Вмес­те с тем для него характерны доброта, сострадательность, обо­стренное чувство долга, исполнительность.

Редко вступает в конфликты. В конфликтах играет пассивную роль, склонен к уступкам.

9. Демонстративный тип. Отличается легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и славы. Склонен к интригам. Обходителен, артистичен. Вместе с тем люди данного типа эгоистичны, лицемерны, хвастливы. Конфликтен. В конфликте активен.

10. Экзальтированный тип (от лат. exaltatio — восторженное, возбужденное состояние, болезненная оживленность). Отличает­ся высокой контактностью. Словоохотлив, влюбчив. Привязан и внимателен к друзьям и близким, подвержен сиюминутным на­строениям.

Занятие 2. Самодиагностика конфликтности личности

Тест 2. Самооценка конфликтности. Выберите в каждом вопросе один из трех вариантов ответа. Если на какой-либо вопрос Вы не сможете найти ответа, то при подсчете набранных баллов при­свойте этому вопросу два очка.

1. Представьте, что в общественном транспорте начинается спор. Что Вы предпримете?

а) избегаю вмешиваться в ссору;

б) я могу вмешаться, встать на сторону потерпевшего, того, кто прав;

в) всегда вмешиваюсь и до конца отстаиваю свою точку зрения.

2. На собрании Вы критикуете руководство за допущенные ошибки?

а) всегда критикую за ошибки;

б) да, но в зависимости от моего личного отношения к нему;

в) нет.

3. Ваш непосредственный начальник излагает свой план рабо­ты, который Вам кажется нерациональным. Предложите ли Вы свой план, который кажется Вам лучше?

а) если другие меня поддержат, то да;

б) разумеется, я предложу свой план;

в) боюсь, что за это меня могут лишить премиальных.

4. Любите ли Вы спорить со своими коллегами, друзьями?

а) только с теми, кто не обижается и когда споры не портят наши отношения;

б) да, но только по принципиальным, важным вопросам;

в) я спорю со всеми и по любому поводу.

5. Кто-то пытается пролезть вперед вас без очереди. Ваша реак­ция?

а) думаю, что и я не хуже его, тоже пытаюсь обойти очередь;

б) возмущаюсь, но про себя;

в) открыто высказываю свое негодование.

6. Представьте, что рассматривается проект, в котором есть смелые идеи, но есть и ошибки. Вы знаете, что от Вашего мнения будет зависеть судьба этой работы. Как Вы поступите?

а) выскажусь и о положительных, и об отрицательных сторонах этого проекта;

б) выделю положительные стороны проекта и предложу предо­ставить автору возможность продолжить его разработку;

в) стану критиковать: чтобы быть новатором, нельзя допускать ошибок.

7. Представьте, что теща (свекровь) говорит Вам о необходи­мости экономии и бережливости, о Вашей расточительности, а сама то и дело покупает дорогие старинные вещи. Она хочет знать Ваше мнение о своей последней покупке. Что Вы ей скажете?

а) что одобряю покупку, если она доставила ей удовольствие;

б) говорю, что у этой вещи нет художественной ценности;

в) постоянно ругаюсь, ссорюсь с ней из-за этого.

8. В парке Вы встретили подростков, которые курят. Как Вы реагируете?

а) делаю им замечание;

б) думаю: зачем мне портить себе настроение из-за чужих, плохо воспитанных юнцов;

в) если бы это было не в общественном месте, то я бы их

отчитал.

9. В ресторане Вы замечаете, что официант обсчитал вас:

а) в таком случае я не дам ему чаевых, хотя и собирался это

сделать;

б) попрошу, чтобы он еще раз, при мне, составил счет;

в) выскажу ему все, что о нем думаю.

10. Вы в доме отдыха. Администратор занимается посторонни­ми делами, сам развлекается, вместо того чтобы выполнять свои

обязанности: следить за уборкой в комнатах, разнообразием меню Возмущает ли Вас это?

а) я нахожу способ пожаловаться на него, пусть его накажут или даже уволят с работы;

б) да, но если я даже и выскажу ему какие-то претензии, то это вряд ли что-то изменит;

в) придираюсь к обслуживающему персоналу — повару, убор­щице или срываю свой гнев на жене.

11. Вы спорите с вашим сыном-подростком и убеждаетесь, что он прав. Признаете ли Вы свою ошибку?

а) нет;

б) разумеется, признаю;

в) постараюсь примирить наши точки зрения.

            вопросы        
Ответ                    
                     
а                      
б                      
в                      

Оценка результатов. Каждый ответ оценивается от 1 до 4 очков. Оценку ответов вы найдете в предлагаемой таблице.

От 30 до 44 очков. Вы тактичны. Не любите конфликтов. Умеете их сгладить, легко избежать критических ситуаций. Когда же Вам приходится вступать в спор, Вы учитываете, как это может отра­зиться на Вашем служебном положении или приятельских отно­шениях. Вы стремитесь быть приятным для окружающих, но ког­да им требуется помощь, Вы не всегда решаетесь ее оказать. Не думаете ли Вы, что тем самым теряете уважение к себе в глазах других?

От 15 до 29 очков. О Вас говорят, что Вы конфликтная лич­ность. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, невзирая на то, как это повлияет на Ваши служебные или личностные отношения. И за это Вас уважают.

До 14 очков. Вы мелочны, ищете поводы для споров, большая часть которых излишня. Любите критиковать, но только когда это выгодно Вам. Вы навязываете свое мнение, даже если Вы не пра­вы. Вы не обидитесь, если Вас будут считать любителем посканда­лить. Подумайте, не скрывается ли за Вашим поведением комп­лекс неполноценности?

Занятие 3. Психологические основы взаимодействия

с клиентом

Вопросы:

1. Статусно-ролевые и межличностные основы взаимодействия с клиентом.

2. Формирование привлекательности и доверия.

3. Преодоление психологических барьеров взаимодействия.

Цель: сформировать у студентов установку на факторы, спо­собствующие формированию у клиента доверия и привлекатель­ности к турфирме и определить пути повышения эффективности взаимодействия турагента с клиентом.

Порядок проведения занятия По первому вопросу рассматриваются:

1. Сущность и содержание статусно-ролевых отношений с кли­ентом.

2. Сущность и содержание межличностных отношений с кли­ентом.

Комментарий преподавателя. Интерактивная сторона общения характеризуется организацией совместной деятельности тураген­та и клиента. Эта организация может строиться на основе статус­но-ролевых и межличностных отношений.

Статусно-ролевые отношения — это отношения субъектов в связи с определенным видом деятельности, обусловленные соци­альными позициями (статусом) и ролями (функциями); опосре­дованы общественными отношениями. Эти отношения определя­ют срабатываемость людей при совместной деятельности.

Межличностные отношения это непосредственные связи меж­ду субъектами, основанные на взаимных личных симпатиях (ан­типатиях), ожиданиях соответствующего поведения. Эти отноше­ния определяют психологическую совместимость людей при со­вместной деятельности. Срабатываемость и совместимость людей совместно определяют психологический климат.

3. Взаимосвязь статусно-ролевых и межличностных отноше­ний.

Комментарий преподавателя. Закономерности возникновения и функционирования взаимоотношений можно кратко изложить следующим образом. Взаимоотношения возникают в связи и по поводу предмета совместной деятельности как статусно-ролевые.

По мере возникновения и упрочения связей в отношениях они при­обретают относительную самостоятельность по отношению к дея­тельности и становятся межличностными.

Сложившиеся межличностные отношения начинают оказывать обратное влияние на объективные факторы (статусно-ролевые отношения), влияя на характер совместной деятельности. После завершения совместной деятельности, когда объективные факто­ры не действуют, межличностные отношения могут сохраняться.

4. Роль симпатий и антипатий в установлении и развитии от­ношений с клиентом.

5. Эмпатия и ее влияние на взаимодействие с клиентом. По второму вопросу рассматриваются:

1. Психологические основы формирования привлекательности и доверия к турагенту.

2. Перцептивные основы привлекательности.

3. Коммуникативные основы привлекательности и доверия.

4. Роль обстановки офиса в формировании чувства доверия кли­ента к фирме.

По третьему вопросу рассматриваются:

1. Сущность и содержание психологических барьеров во взаи­модействии с клиентом.

Комментарий преподавателя. Основные барьеры общения.

2. Сущность и содержание коммуникативных барьеров во взаи­модействии с клиентом.

3. Типичные коммуникативные ошибки и просчеты. Комментарий преподавателя. Основные коммуникативные про­счеты в общении с клиентом состоят в следующем:

самая правильная точка зрения моя, а любая другая ошибочная;

никогда не признаваться в своих ошибках;

в возражениях не различать позицию и личность.

Пути преодоления просчетов:

не афишировать свою точку зрения до тех пор, пока не выска­жут свое мнение другие;

сопоставить все точки зрения:

учесть рациональное во мнении клиента;

свои ошибки признавать своевременно, и еще лучше на шаг раньше, т.е. «играть на упреждение», тем самым не давая клиенту повода усомниться в профессионализме турагента;

провести разделение позиции и личности клиента и в возраже­ниях не затрагивать второго;

критиковать результаты и последствия, а не мотивы и наме­рения.

Типичные ошибки в общении с клиентом состоят в неумении управлять следующими параметрами своего поведения:

величиной социально-психологической дистанции;

интонацией, тоном общения;

интенсивностью своих контактов;

степенью демонстрации властности, что выражается доминан­тностью либо излишней мягкостью, уступчивостью.

5. Способы преодоления и предупреждения назревающих кон­фликтных ситуаций во взаимодействии с клиентом (см.задание 2).

Занятие 4. Коммуникативная техника воздействия

на клиента

Вопросы:

1. Способы воздействия на клиента и демонстрации выгоды.

2. Методика изменения установок клиента в интересах тур­фирмы.

Цель: сформировать представление и первичные умения по эффективному воздействию на клиента вербальными способами. Порядок проведения занятия

Первый вопрос рассматривается методом группой дискуссии.

Вопросы для дискуссии:

1. Постановочный вопрос для групповой дискуссии.

Когда турагент имеет дело с клиентом, его главная цель состоит в том, чтобы услышать от него «Да» как согласие в приобретении тура. Вопрос: «Что и как необходимо сделать в ходе общения с кли­ентом, чтобы в конце разговора получить положительный ответ?»

Предоставить возможность группе попробовать ответить на этот вопрос.

Комментарий руководителя. Чтобы получить искомое «Да», необходимо по ходу общения получить промежуточные «Да», ко­торые в конце концов приведут к решению клиента приобрести тур. Для этого существует следующий прием — вопросительная завязка.

Завязки могут быть четырех видов: стандартные, обращенные, внутренние и меченые. Их сочетанием можно создать метод ис-

пользования завязок, отличающийся интенсивностью и незамет­ностью для клиента.

Что такое завязка? Это попытка добиться определенного отве­та концом фразы. Например: «Туристический отдых — это совре­менный способ проведения отпуска, не так ли?»

Если произносимое Вами истинно или самоочевидно для кли­ента, тогда он согласится. А когда он согласится, то на одну сту­пень приблизился к тому, чтобы приобрести тур.

Реализация турпродукта — это искусство задавать правильные вопросы для получения мелких «Да», которые позволяют подвес­ти клиента к основному решению и основному «Да».

2. Тренировочные упражнения «Завязка». Руководитель просит членов группы записать несколько стандартных завязок:

Не так ли? Вы согласны?

Ведь верно? Ведь так и должно быть?

Разве не так? Разве это не нормально?

Разве это не правильно?

Первый этап — стандартная завязка. Руководитель последова­тельно зачитывает ряд утверждений, а члены группы после окон­чания фразы по своему списку вслух добавляют завязку.

Утверждения:

вы получите множество преимуществ, если воспользуетесь ого­воренными услугами...

фирменный турпродукт — качественный, следовательно и бо­лее дорогой...

предлагаемые туры весьма разнообразны...

с повышением качества услуг повышается и цена...

Второй этап — обращенная завязка. Комментарий: если для разнообразия и установления большей теплоты в разговоре с кли­ентом поставить завязку в начале фразы, получится обращенная завязка.

Например, в предыдущем случае стандартная завязка звучала: «Туристический отдых — это современный способ проведения от­пуска, не так ли?» В обращенном виде это будет звучать так: «Разве туристический отдых не современный способ проведения отпуска?»

Руководитель просит членов группы приготовить тетради и письменно продолжить предложение на предъявленную им обра­щенную завязку:

Согласитесь, что...

Разве не правильно, что...

Так и должно быть, что...

Ведь верно, что...

По окончании члены группы зачитывают свои варианты и об­мениваются мнениями.

Третий этап — внутренняя завязка. Самый мягкий способ скрыть очевидность завязки — поместить ее в середину предложения (утверждения). Например: «Как только Вы приобретете тур, неужели Вы не получите удовлетворение от заключенной сделки?»

Руководитель просит всех вернуться к записям 2-го этапа и на их основе сконструировать предложения по методу внутренней завязки, записать их. По мере готовности — зачитать, провести обмен мнениями.

Четвертый этап — отработка всех типов завязок. По каждому утверждению члены группы должны сформулировать три типа за­вязки. Руководитель зачитывает утверждение, а члены группы со­ставляют письменно варианты завязок.

3. Ролевая игра «Завязка». Члены группы разбиваются по парам. Один выступает в роли турагента, а другой — клиента. «Турагент» достает любой имеющийся при нем предмет: ручку, часы, блок­нот и т.д. Его задача, расписывая достоинства предмета с помо­щью трех видов завязки, получить от «клиента» нужные «Да». За­дача клиента — зафиксировать все способы завязок и в ходе обме­на мнениями в качестве обратной связи определить, что получи­лось, а что нет. По окончании — смена ролей.

Остается добавить, что существует еще и 4-й способ завязки — «меченые завязки». Что это значит? Это означает, что турагент отмечает завязкой любое заявление клиента, являющееся пози­тивным для факта реализации тура. Например:

Клиент: «Качество услуг имеет очень важное значение».

Турагент: «Действительно, разве нет?»

Резюме: все способы завязок будут эффективны только тогда, когда турагент будет пользоваться ими рефлекторно, автомати­чески, не раздумывая, т.е. умение использовать завязки должно быть отработано до автоматизма.

4. Комментарий руководителя. Существуют 11 правил задава­ния вопросов клиенту. Вы задаете вопросы:

для получения и удержания управления в разговоре;

чтобы подчеркнуть широкий диапазон, который может пред­ставлять интерес для Вашего клиента.

Затем Вы задаете вопросы:

чтобы сузить диапазон;

чтобы остановиться на одной услуге, которую Вы можете ока­зать;

чтобы получить поток незначительных «Да»;

чтобы эмоционально возбудить покупателя, ориентируя его на приобретение тура;

чтобы выделить возражения и уметь их преодолеть;

чтобы отвечать на возражения;

для определения преимуществ, за которые клиент будет пла­тить;

для подтверждения факта: то, что говорит турагент — в этом можно усомниться; то, что говорит клиент — это истина;

которые заставляют клиента думать с позиции, как будто он уже владелец тура;

чтобы помочь клиенту рационализировать решение, которое он пытается принять при приобретении тура;

которые приводят к совершению сделки.

Второй вопрос комментирует руководитель и сужает его рас­смотрение до техники обработки возражений как основы измене­ния установок клиента.

Этапы техники обработки возражений клиента:

а) Выслушивайте возражения. Почему?

Стремление перебить, чувствуя возражение, настораживает, снижает социально-психологическую позицию.

Он хочет возразить одно, а Вы другое, тем самым Вы задаете мысль, о которой он и не думал.

б) Обеспечьте обратную связь выдвинутому возражению. Смысловое значение этого заключается в том, чтобы побудить

клиента ответить на свое же собственное возражение. Данный спо­соб особенно хорош в применении к супружеским парам, ибо актуализирует всегда имеющиеся противоречия между супругами. Следовательно, выдвинутое в отношении турагента возражение следует переадресовать назад.

в) Поставьте выдвинутое возражение под вопрос.

Для этого необходимо: попросить клиента более подробно из­ложить суть своего возражения. Это может привести к тому, что у клиента возникает желание снять свое возражение вообще. Это дает возможность турагенту выиграть время для обдумывания от­вета на выдвинутое возражение.

г) Ответьте на возражение.

Для этого надо знать все слабые стороны предлагаемых услуг и заранее быть готовым к их обоснованию, но в лучшую сто­рону.

д) Подтвердите свой ответ на возражение.

Для этого необходимо спросить примерно следующее: Теперь мы это полностью решили, не так ли? Это именно тот ответ, который Вам требуется, не так ли? Когда вопрос снят, мы можем двигаться дальше, ведь так? А теперь согласитесь, что этот вопрос полностью прояснен и Вы знаете, как справиться с этой проблемой, верно?

е) Немедленно перейти к следующему шагу в своих действиях по реализации тура. Для этого необходимо:

сделать соответствующий жест, шаг и т.п.;

перевернуть страницу в документе;

изменить позу в кресле и следующий шаг начать со слов: «Кста­ти...»

Задание для самостоятельной работы: посетить турфирму и на собственном примере зафиксировать действия турагента по преодолению возражений, изменению установок и техники демонстрации выгоды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: