Шаг № 1. Создание, обучение проектной группы, изучение ее возможностей.
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
Собрать проектную группу и увлечь предварительным замыслом | Наличие группы людей, готовых заниматься социальными проектами. | |
Провести тренинг, направленный на сплочение и формирование творческого командного духа. Изучение возможностей каждого члена команды. | Наличие творческой команды, нацеленной на позитивные социальные преобразования. Понимание каждым участником своих возможностей и своего вклада в общее дело. | |
Сформировать нормы и правила общения и взаимодействия в команде (далее в любой командной деятельности тренировать их соблюдение). | Навыки взаимодействия в процессе общей деятельности | |
Обучить членов команды основам проектной деятельности | Понимание специфики социального проектирования. Наличие необходимых знаний и сформированных навыков |
Комментарий. В группу подбираются социально-активные, неравнодушные люди, личностно заинтересованные в деятельности, направленной на развитие социальной ситуации в своем регионе. Кроме того, критериями подбора являются: а) достаточный интеллектуальный уровень, б) достаточный творческий потенциал, в) умение и желание работать в команде.
|
|
Шаг № 2. Изучение социальной ситуации
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
1. | Собрать информацию о социальной, политической и культурной жизни региона | Объективное представление о социальной ситуации в местном сообществе, о реальных проблемах, о ресурсах для развития региона. |
2. | Проанализировать полученную информацию с точки зрения проблематики | «Проблемное поле» региона (перечень проблем и нереализованных потребностей, присущих разным социальным группам). |
3. | Сделать прогнозы различных вариантов развития ситуации: а) при сохранении существующих тенденций, б) в случае воздействий на них с целью оптимизации. | Прогнозы развития ситуации. |
4. | Составить подробный отчет о проведенном исследовании | Систематизированные материалы отчета |
Комментарий. Прогнозы развития ситуации позволяют: а) оценить значимость тех или иных проблем, б) оценить возможность негативных последствий вмешательств в естественное течение социальных процессов, в) сформировать «образ желаемого будущего».
Шаг № 3. Выделение приоритетной социальной проблемы
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
Расставить проблемы по степени их значимости | Выделение приоритетной проблемы | |
Определить "аудиторию" проекта, т.е. ту социальную группу, которая является носителем приоритетной социальной проблемы и на которую будет направлен социальный проект. | Список лиц и организаций, носителей проблемы, с которыми будет проходить основное взаимодействие в рамках реализации проекта. | |
3. | Сформулировать социальную проблему (или проблемы). | Четкая формулировка проблемы (или нескольких проблем) |
4. | Определить причины существования данной социальной проблемы | Перечень причин появления проблемы |
Комментарий. «Аудитория» должна быть вовлечена в процессы разработки и реализации проекта. Это позволит: а) исключить ошибки в процессе проектирования, выбрать наиболее эффективные методы решения тех или иных задач, б) максимально задействовать ресурсы «аудитории», в) превратить процесс реализации проекта в своего рода общественное движение.
|
|
Шаг № 4. Определение цели и задач социального проекта
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
Сформулировать основную цель социального проекта | Четкая формулировка цели проекта. | |
Провести процесс поиска методов и средств решения социальной проблемы. | Проектное решение | |
Сформулировать конкретные задачи, раскрывающие содержание работы по решению социальной проблемы | Перечень конкретных задач, решение которых приведет к достижению поставленной цели |
Шаг № 5. Составление плана работы
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
Определить перечень основных мероприятий по осуществлению цели и задач проекта | Письменно оформленный документ — план работы | |
Установить время проведения как подготовительных, так и основных мероприятий проекта | Точный график выполнения плана | |
Определить ответственных за каждый пункт плана | Список ответственных за реализацию каждого пункта плана | |
Указать необходимые ресурсы и источники их получения | Перечень необходимых ресурсов и источников их получения. |
Шаг № 6. Составление рабочего графика
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
Составить график выполнения всех пунктов плана | Рабочий график | |
Оформить график в виде таблицы | Письменно оформленный график работ |
Шаг № 7. Определение обязанностей и их распределение в команде
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
1. | Продумать обязанности, необходимые для реализации плана | Перечень обязанностей |
2. | Описать основное содержание каждой обязанности | Описание обязанностей |
3. | Распределить обязанности между членами команды, которые будут непосредственно заниматься реализацией проекта | Список членов команды с указанием обязанностей каждого |
Шаг № 8. Определение ресурсов и источников их получения
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
1. | Составить список необходимых ресурсов (материальных, финансовых и людских) | Список необходимых ресурсов |
2. | Составить список источников получения ресурсов | Список источников получения каждого вида ресурса |
Шаг № 9. Составление бюджета
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
Определить источники поступления денежных средств (доходов) | Конкретный перечень источников доходов с указанием сумм по каждому из них | |
Составить список предстоящих расходов | Перечень предполагаемых расходов с указанием их величины | |
Определить разницу между доходами и расходами | Рассчитать величину дефицита (недостатка денежных средств) или профицита (превышение доходов над расходами) |
Шаг № 10. Формирование общественного мнения
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
1. | Создание благоприятной среды для реализации социального проекта | Понимание общественностью и соответствующими органами сути предлагаемого проекта |
Реализация проекта
Шаг № 11. Составление предложений по проекту
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
Пересмотр составленного плана с учетом социальной ситуации | Окончательная редакция плана реализации проекта | |
Составление краткого резюме проекта | Резюме проекта | |
Составление предложений по совместной реализации проекта различным организациям | Варианты предложений о совместной деятельности | |
Составление текста договора о совместной деятельности | Варианты договора |
Шаг № 12. Поиск деловых партнеров
|
|
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
Определение списка организаций и лиц, способных помочь в реализации проекта | Список организаций и лиц | |
Сбор информации о предполагаемых деловых партнерах | Информация о деловых партнерах | |
Установление адресов, телефонов, предполагаемой даты переговоров | Подробная информация |
Шаг № 13. Проведение официальных переговоров
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
1. | Определение долевого участия каждого партнера в реализации проекта | Текст договора (устная договоренность) |
2. | Подписать договор о сотрудничестве | Подписанный текст договора |
Шаг № 14. Получение необходимых ресурсов
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
1. | Своевременно получить необходимые для реализации проекта ресурсы | Наличие необходимых ресурсов в нужном количестве и указанное в плане время |
Шаг № 15. Проведение плановых мероприятий
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
1. | Проведение указанных в рабочем плане мероприятий по реализации проекта | Точное и полное выполнение всех пунктов плана |
Шаг № 16. Корректировка хода реализации проекта
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
1. | Собрать и проанализировать информацию о тех социальных изменениях, которые произошли в результате реализации проекта. | Объективное представление о ходе реализации проекта и о социальной эффективности выбранных методов и средств. |
2. | Скорректировать проектное решение и план работы в соответствии с обнаружившимися просчетами. | Новая (откорректированная) версия проекта |
|
|