Составление проектов бюджетов. Бюджетное планирование

Составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.

Рассмотрение и утверждение бюджета.

Процесс формирования бюджета.

Содержание и макроэкономическая основа составления бюджета.

Количество часов 4

ТЕМА: БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС

4. Исполнение бюджета: основные положения.


1.Содержание и макроэкономическая основа составления бюджета.

Бюджетный процесс представляет собой регламенти­рованную законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполне­нию федерального и региональных (местных) бюджетов.

Его содержание определяется государственным и бюджет­ным устройством страны.

В РФ бюджетный процесс регламентируется: (1) Бюджетным кодексом РФ; (2) соответствующим законом субъекта Федерации (например, Закон Санкт-Петербурга от 27 декабря 1995 г. № 155-26 «Об основах бюджетного процесса в Санкт-Петербурге»); (3) соответствующими правовыми актами органа местного самоуправления.

Бюджетный кодекс РФ, выделяет следующие стадии бюджетного процесса:

1. составление проектов бюджетов;

2. рассмотрение и утверждение бюджетов;

3. исполнение бюджетов;

4. подготовка, рассмотрение отчета и утверждение отчета об исполнении бюджета.

Каждая стадия имеет свое назначение, все они должны быть со­блюдены и выполнены в обозначенные законодательством сроки. Открытие бюджетных ассигнований осуществляется финансовыми органами только после утверждения соответствующего бюджета, что создает основу для исполнения бюджета.

Деятельность государственных органов от начала составления бюджета до утверждения отчета о его исполнении длится около 3,5 лет. Этот период называется бюджетным циклом. При этом продолжительность бюджетного процесса по первой и второй стадиям — более года; по третьей — 1 год (с 1 января по 31 декабря); по четвертой — более полугода.

Бюджетный процесс подразумевает определенный порядок и последовательность вступления в бюджетные отношения различных субъектов, являющихся участниками этих отношений, согласно их функциональному назначению, задачам и закрепленным за ними бюджетным полномочиям.

Согласно ст. 151 Бюджетного кодекса РФ в систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят: финансовые органы, органы денежно-кредитного регули­рования (Банк России), органы государственного (муници­пального) финансового контроля (Счетная палата Российс­кой Федерации, контрольные и финансовые органы испол­нительной власти, контрольные органы региональных и ме­стных представительных органов).

Участниками бюджетного процесса являются:

· Президент Российской Федерации;

· органы законодательной (представительной) власти;

· органы исполнительной власти (высшие должност­ные лица субъектов РФ, главы местно­го самоуправления, финансовые органы, органы, осуще­ствляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномочен­ные органы);

· органы денежно-кредитного регулирования;

· органы государственного и муниципального финан­сового контроля;

· государственные внебюджетные фонды;

· главные распорядители бюджетных средств;

· иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возло­жены бюджетные, налоговые и иные полномочия;

· бюджетные учреждения, государственные и муни­ципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осу­ществляющие операции со средствами бюджетов.

Особыми бюджетными полномочиями наделено Министерство финансов РФ, которое:

• составляет проект федерального бюджета и представляет его в Правительство РФ, а также принимает участие в разработке проек­тов бюджетов государственных внебюджетных фондов;

• осуществляет методическое руководство в области составления проекта федерального бюджета и его исполнения;

• разрабатывает по поручению Правительства РФ Программу го­сударственных внутренних и внешних заимствований РФ;

• проводит проверки финансового состояния получателей бюд­жетных средств, в том числе получателей бюджетных ссуд, бюджет­ных кредитов и государственных гарантий, бюджетных инвестиций;

• регистрирует эмиссии займов субъектов РФ, муниципальных образований, государственных унитарных предприятий и федераль­ных казенных предприятий;

• осуществляет управление государственным долгом РФ;

• составляет отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ и представляет отчет об исполнении федерального бюджета в Правительство РФ;

• устанавливает порядок ведения учета и составления отчетности об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, смет расходов бюджетных учреждений, устанавливает формы учета и отчетности по исполнению бюджетов всех уровней;

• открывает лицевые счета и приостанавливает операции главных распорядителей, распорядите­лей бюджетных средств, бюджетных учреждений, а также бюджетные счета получателей бюджетных средств;

Особая ответственность за организацию и непосредственное ис­полнение бюджетного процесса возложена на Федеральное казначей­ство. Оно несет ответственность, прежде всего за правильное исполнение федерального бюджета, ведение счетов и управление бюджетными средствами;

Составление бюджета основывается на:

(1) Бюджетном послании Президента РФ;

(2) прогнозе социально-экономического развития соответствующих территорий на очередной финансовый год;

(3) ос­новных направлениях бюджетной и налоговой политики соответст­вующей территории на очередной финансовый год;

(4) прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год;

(5) плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей террито­рии на очередной финансовый год.

В настоящее время в России действует следующий порядок составления проекта бюджета.

Президент РФ не позднее марта года, предшествую­щего очередному финансовому году, направляет Федераль­ному Собранию Бюджетное послание, в котором определя­ет бюджетную политику государства на очередной финан­совый год.

После этого Министерство экономического развития и торговли РФ (бывшее Министерство экономики) и Мини­стерство финансов РФ организуют разработку прогноза со­циально-экономического развития РФ и проекта федерального бюджета на очередной финансо­вый год. При этом перед указанными ведомствами стоит за­дача обеспечения последовательности и преемственности социально-экономической политики государства.Для решения данной задачи оба министерства совмест­но с другими федеральными органами исполнительной вла­сти (отраслевыми министерствами и ведомствами) и Цент­ральным банком РФ разрабатывают и представляют до 1 апреля года, предшествующего очередному финансовому году, в Правительство РФ сценарные условия функциони­рования экономики страны на очередной финансовый год, включающие в себя макропрогнозную оценку основных по­казателей, характеризующих состояние экономики, целе­вые параметры, основные решения и меры в области фи­нансовой и экономической стабилизации, социальной, инвестиционной, структурной, внешне­эк-ой и региональной политики.

Одновременно с этим Министерство финансов РФ совместно с Министерством экономического развития и торговли РФ и Центральным банком РФ представляет в Правительство РФ предложения по формированию основных направлений бюджетной политики на очередной финансовый год, совершенствованию налоговой системы и бюджетного федерализма. Кроме того, ЦБ РФ представляет Правительству РФ информацию о кассовом ис­полнении федерального бюджета за истекший финансовый год, прогноз платежного баланса РФ, а также основные направления денежно-кредитной политики на предстоящий финансовый год.

После принятия (одобрения) Правительством РФ пред­ставленных основных направлений бюджетной политики Министерство финансов РФ должно обеспечить все органы исполнительной власти (включая и органы субъектов Федерации) методическими материалами по составлению заявок на финансирование в очередном финансовом году из федерального бюджета, в том числе федеральных целе­вых программ и мероприятий по развитию регионов.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации на основании заявок на финансирование регионов из федерального бюджета и собственных аналитических разработок составляют предварительные прогнозы социально-экономического развития отраслей экономики и регионов, а также планы развития государственного сектора экономики.

Министерство экономики РФ представляет в Минфин РФ перечень федеральных и межгосударственных целевых программ, предлагаемых к финансированию из федерального бюджета, и проект сводной бюджетной заявки.

До конца мая года, предшествующего очередному фи­нансовому году, все предварительные прогнозы представ­ляются в Министерство финансов РФ. Органы исполнитель­ной власти для составления прогноза консолидированного бюджета дополнительно представляют данные об утверж­денных бюджетах на текущий год и отчеты об исполнении своих бюджетов за истекший период года по показателям единой бюджетной классификации

С этого момента начи­нается непосредственная работа по определению доходных и расходных показателей проекта федерального бюджета, в процессе которой все органы исполнительной власти мо­гут представлять уточненные показатели прогнозов и проектировок бюджетных ассигнований

Окончательный проект федерального закона о феде­ральном бюджете Правительство РФ представляет в Фе­деральное Собрание РФ (одновременно в Государственную Думу и в Совет Федерации) и в Счетную палату в первой половине сентября. /по БК 26 августа/

Описанный выше порядок составления проекта феде­рального бюджета является во многом лишь теоретичес­ким сценарием. На практике же все происходит гораздо более сумбурно, потому что алгоритм составления проек­та бюджета во многом еще несовершенен.

Минимальные государственные социальные стандарты — это госу­дарственные услуги, предоставление которых гарантируется государ­ством гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов на определен­ном минимально допустимом уровне на всей территории России.

Под минимальной бюджетной обеспеченностью понимается мини­мально допустимая стоимость государственных и муниципальных ус­луг в денежном выражении, предоставляемых органами государст­венной власти или органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов.

3. Рассмотрение и утверждение федерального бюджета

В Государственной Думе создан Комитет Государствен­ной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам; в Совете Феде­рации — Комитет Совета Федерации по бюджету, финансовому, ва­лютному и кредитному регулированию. Эти комитеты рассматривают предложения по бюджету других комитетов и комиссий палат Феде­рального Собрания. Комиссии и палаты проводят постатейное рас­смотрение представленного бюджета, выносят по нему сводное заклю­чение и представляют его на рассмотрение Государственной Думы.

Центральный банк РФ представляет Государственной Думе со­гласованный с Правительством РФ проект основных направлений денежно-кредитной политики на следующий год.

Государственная Дума рассматривает проект закона о федераль­ном бюджете в четырех чтениях. Это традиционный подход для всех демократических государств. До рассмотрения проекта феде­рального закона о бюджете в первом чтении комитеты и комиссии Думы представляют в Комитет Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам свои заключения по данному законопроекту, на основании которых Комитет готовит заключение по проекту бюдже­та и представляет его на рассмотрение Думы.

В первом чтении /30 дней/ депутаты обсуждают его концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ на следующий год, основ­ные направления бюджетной и налоговой политики, основные прин­ципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, проект программы государственных внешних заимствований РФ в части источников внешнего финансирова­ния дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся:

доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов РФ; распределение федеральных налогов и сборов между бюджетами субъектов РФ; дефицит федерального бюджета и источники его покрытия; общий объем расходов.

Комитеты Государ­ственной Думы готовят и направляют в Комитет по бюджету заклю­чения по указанному законопроекту и предложения о принятии или об отклонении указанного законопроекта.

В случае отклонения проекта федерального закона о бюджете в первом чтении Государственная Дума может либо передать законо­проект в согласительную комиссию, состоящую из представителей Думы, Совета Федерации и Правительства РФ, по уточнению основ­ных характеристик федерального бюджета, либо вернуть его в Пра­вительство РФ на доработку, либо поставить вопрос о доверии Пра­вительству РФ.

В случае передачи проекта федерального бюджета в согласительную комиссию она разрабатывает согласованный вариант основных характеристик федерального бюджета на следующий год и представляет проект закона о федеральном бюджете на рассмотрение Государственной Думы повторно в первом чтении.

По итогам рассмотрения в первом чтении проекта закона о феде­ральном бюджете принимается постановление Государственной Думы о принятии в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете.

Если Государственная Дума не принимает решение по итогам ра­боты согласительной комиссии, проект закона о федеральном бюдже­те считается повторно отклоненным. Повторное отклонение проекта федерального бюджета возможно лишь в случае, если Государствен­ная Дума ставит вопрос о доверии Правительству РФ.

Если феде­ральный бюджет на очередной финансовый год возвращают на дора­ботку в Правительство РФ, то он дорабатывается в течение 20 дней с учетом предложений и рекомендаций, изложенных в заключениях комитетов по бюджету и экономической политике, вносится дорабо­танный законопроект на повторное рассмотрение Думы в первом чтении. При повторном внесении указанного законопроекта Государ­ственная Дума рассматривает его в первом чтении в течение 10 дней со дня повторного внесения.

В случае отставки Правительства РФ в связи с отклонением про­екта закона о федеральном бюджете вновь сформированное Прави­тельство РФ представляет новый вариант проекта закона о феде­ральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 30 дней после его сформирования.

При рассмотрении Государственной Думой проекта закона о фе­деральном бюджете во втором чтении утверждаются расходы феде­рального бюджета по разделам функциональной классификации рас­ходов бюджетов РФ в пределах общего объема федерального бюдже­та, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Госдума рассматривает во втором чтении закон о бюджете в течение 15 дней со дня принятия его в первом чтении.

Именно во втором чтении Дума направляет в органы исполнитель­ной и представительной власти субъектов Федерации сведения о рас­пределении доходов от федеральных налогов и сборов между бюджета­ми РФ, утвержденном при первом чтении, а также о размере Феде­рального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и распределении его средств, утвержденных во втором чтении. Если бюджет отклоняется во втором чтении, он передается в согласительную комиссию.

При рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год в третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классифика­ции расходов бюджетов РФ и главным распорядителям средств фе­дерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации расходов бюджетов РФ. Рассматривается распределе­ние средств Федерального фонда финансовой поддержки для всех субъектов РФ, расходы на финансирование федеральных целевых программ и т. д.

25 дней со дня принятия указанно­го законопроекта во втором чтении.

Затем Государственная Дума рассматривает проект закона о феде­ральном бюджете в четвертом чтении в течение 15 дней со дня приня­тия указанного законопроекта в третьем чтении законопроект голосуется в целом и внесение в него поправок не допускается. Принятый Думой закон о федеральном бюджете на очередной год передается на рассмотрение Совету Федера­ции в течение пяти дней после его принятия. После голосования в чет­вертом чтении в Думе проект закона о бюджете становится законом.

Рассмотрение федерального закона о федеральном бюджете

в Совете Федерации.

Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в тече­ние 14 дней со дня представления его Государственной Думой; при этом закон на предмет его одобрения голосуется в целом. Одобрен­ный Советом Федерации закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для его подписания и обнародования.

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации он посылается в согласительную комиссию. Согласительная комис­сия выносит на повторное рассмотрение Думой закон о федеральном бюджете в течение 10 дней. Государственная Дума повторно рас­сматривает закон о бюджете в одном чтении.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации закон о федеральном бюджете считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Думы.

Секретные статьи федерального бюджета рассматриваются на за­крытом заседании палат Федерального Собрания. Порядок расходо­вания средств специальных секретных программ устанавливается Президентом РФ.

В случае отклонения Президентом РФ закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год указанный закон передается в согласительную комиссию. В этом случае в согласительную комис­сию включается представитель Президента РФ.

Если федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год не вступает в силу до начала года (в случае непри­нятия Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год до 1 декабря текущего года, а также в случае невступления в силу закона о федеральном бюджете на оче­редной финансовый год по другим причинам до 1 января очередного года), Дума может принять закон о финансировании расходов из фе­дерального бюджета в первом квартале очередного финансового года. В этом случае федеральные органы исполнительной власти произво­дят расходование средств федерального бюджета в соответствии с указанным федеральным законом.

В Бюджетном кодексе РФ также урегулированы случаи внесения изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете. В случае изменения финансирования по сравнению с утвер­жденным федеральным бюджетом более чем на 10% орган исполни­тельной власти вносит проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете, который рассматривается в Государственной Думе снова в трех чтениях в течение 15 дней.

Если проект закона о внесении изменений и дополнений не принимается в указанный срок, Правительство РФ имеет право на пропорциональное сокращение расходов бюджета, если в законе о бюджете не предусмотрено иное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: