Ответственность в международном праве: основания и виды. (вопросы 21-23)

Международно-правовая ответственность - обязанность субъекта МП устранить вред, причиненный им другому субъекту МП в результате нарушения международно-правового обязательства, или это обязанность возместить ущерб в результате правомерных действий, если это предусмотрено договором.

1. Основания м/п ответственности

Различают фактические и юридические основания ответственности.

Юридические основания – совокупность юридически- обязательных международно-правовых норм, на основе которых определенное поведение квалифицируется как международное правонарушения.

Они могут содержаться в любых источниках МП, а также в любых актах, содержащих для государства обязательные правила поведения.

Фактические основания – те деяния, которыми нарушаются международные нормы.

В проекте статей Кодекса об ответственности, подготовленной комиссией МП в рамках ООН, закрепляется, что международно-противоправное деяние имеет место, когда:

· такое деяние может присваиваться государству

· такое поведение представляет собой нарушение международного обязательства

1. международные преступления (по проекту статей Кодекса об ответственности) – это деяния, возникающие в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что его нарушения рассматривается как преступление перед международным сообществом в целом.

- агрессия

- установление или сохранение силой колониального господства

- рабство

- геноцид

- апартеид

- массовое загрязнение атмосферы и морей

Этот перечень носит не закрытый характер; например Римский Статут м/н уголовного суда 1998 г. Также отнес к международным преступлениям военные преступления и преступления против человечности.

2. международные правонарушения

Существуют деяния, посягающие на интересы 2-х или более государств, на м/н правопорядок в целом, имеющие м/н опасность, они называются преступлениями международного характера.

Принципиальная разница с международными преступлениями в субъекте. Юридическими основаниями ответственности за преступления международного характера являются международные Конвенции по борьбе с конкретными видами преступлений и принятые в соответствии с ними нормы национального уголовного права.

За совершение преступлений международного характера к ответственности привлекать могут только национальные органы, а конкретных исполнителей международных преступлений в праве привлекать к ответственности и международные уголовные суды.

Существует еще один вид смежных деяний, которые нужно отграничивать от международных правонарушений – это недружественные акты – такое поведение государства, когда наносится ущерб другим государствам, но при этом не нарушаются нормы МП, т.е. недружественные акты ущемляют интересы государств, которые не защищены МП (например: ограничение прав граждан какого-либо государства).


67.Выдача лиц для привлечения к ответственности или для приведения приговора в исполнение.

К прест-ям, влекущим выдачу, отнесены деяния, к-ые по з-ну обеих сторон явл-ся наказуемыми и за сов-ие к-ых предусм-ся нак-ие в виде лишения свободы на срок свыше или не менее 1 года или боле тяжкое нак-ие – это выдача для привлеч-я к отв-сти. Выдача для приведения приговора в исполнение производится, если лицо было приговорено н срок свыше (не менее) 6 мес. или к более тяжкому нак-ию.

Выдача не производится, если:

· лицо, выдача к-го треб-ся, явл-ся гр-ном запрашиваемого гос-ва;

· на момент получения треб-ния, согласно зак-ву запрашиваемогогос-ва, преследование не допускается ввиду истечения срока давности или по иному осн-ию;

· в отн-ии лица уже вынесен за то же прест-е приговор на тер-ии запрашиваемого гос-ва или дело прекращено;

· прест-е по зак-ву обоих гос-в преслед-ся в порядке частного обвинения.

В нек-ых дог-рах (с КНР) предусмотрено, что в выдаче м.б. также отказано по гуманным соображениям (возраст, здоровье).

РФ при подписании конвенции оговорила право отказать в выдаче, если имеется в виду привлечение лица к отв-сти в чрезвычайном суде или в порядке упрощённого судопро-ва, не обеспечивающего минимальные гарантии; из гуманных соображений. РФ также предусматривает более широкий перечень деяний, явл-щихся м/н прест-ями и прест-ми м/н хар-ра.

Ч.2 ст.63 К РФ: не допускается выдача др. гос-вам лиц, преследуемых за полит-кие убеждения, а также за действия, не признаваемые в РФ прест-ями. В новом УК РФ – особая статья – «Выдача лиц, сов-ших прест-е». Предполагается принятие ФЗ или м/н дог-ра РФ.


68.Передача осужденных для отбывания наказания.

Выдача = экстрадиция = передача. Но передача – самостоятельная юр.процедура. Выдача и экстрадиция – да. Приказ Гепрокуратуры 2007 года – о порядке рассм-я ходатайств об экстрадиции. В остальных док-тах используется слово «выдача».

Термин «передача» используется:

- в сотрудничестве с м/н трибуналами

- в качестве наименования процедуры отправки (доставления) осужденных лиц гос-вам, гражданами которых они явл-ся

- актуально для ЕС – процедура в рамках Европейского ордера на арест.

В зависимости от цели выдача бывает:

- для привлечения к уголовной ответственности

- для приведения приговора в исполнение

- выдача на время

По правовому основанию (по источникам, регламентирующим выдачу):

- выдача на основании универсальных конвенций о пресечении преступлений

- выдача на основании региональных и двусторонних договорах о правовой помощи и выдаче

- выдача на основании межведомственных соглашений правоохранит.органов

- выдача на основании принципа взаимности

Выдача на время – может потребоваться, когда лицо на территории запрашиваемого гос-ва уже привлечено к ответственности, или уже отбывает наказание. Запрашиваемое гос-во принимает решение об отсрочке выдачи. Но чтобы провести опред.следственные действия, лицо м.б. выдано на 3 мес. максимум. Причем запрашивающее гос-во гарантирует, что срок не будет нарушен.

2 подхода к выдаче:

1. континентальный подход – характерно закрепление о невыдаче собственных граждан.

2. англо-американский подход – принцип обеспечения неотвратимости наказания => гос-во может выдать и собств.гр-на, но такая возм-ть должна быть предусмотрена договором, а также оба гос-ва д.гарантировать взаимность в этом вопросе.

Основания для отказа в выдаче:

1. абсолютные основания (гос-во обязано не выдавать).

a. Выдача не имеет места, если лицо, в отношении которого направлена просьба, является гр-ном запрашиваемого гос-ва. Если у лица 2 гр-ва, то если он находится на территории одного гос-ва, другое не может оказывать ему помощь. П: Перу запрашивала выдачу своего бывшего президента у Японии. Но президент имел 2 гр-ва, хотя не афишировал. Япония отказала, т.к. рассматривала его как собственного гр-на. Но этот принцип теряет свои позиции. Статья 16 Основного закона ФРГ – ни один немец не м.б. выдан иностр.гос-ву. Но з-ном может устанавливаться другие правила в рамках ЕС.

b. Выдача не производится, когда лицо, в отношении которого направлена просьба получило право убежища

c. Если уголовное преследование осуществляется в порядке частного обвинения.

d. На момент получения просьбы о выдаче уголовное дело не м.б. возбуждено или приговор не м.б. приведен в исполнение вследствие истечения срока давности или по иному законному основанию (деятельное раскаяние, изменение обстановки, примирение с потерпевшим и т.д.)

e. За то же преступление уже был вынесен приговор или постановление о прекращении производства по делу.

f. Если выдача не допускается по законодательству запрашиваемой страны.

g. Если лицо д.предстать перед чрезвычайным трибуналом или полевым судом

h. Если деяние относится к политическим преступлениям

i. Если запрашивающая страна не предоставит гарантий, что при определении срока лишения свободы в данный срок будет зачтено время пребывания лица под стражей.

j. Если запрашивающая страна не предоставит гарантий, что лицо не будет подвергнуто смертной казни или пожизненному заключению.

k. Если запрашивающая страна не предоставит гарантий того, что преследование лица осуществляется только за то преступление, которое указано в запросе. => принцип специализации.

l. Не представит гарантий, что лицо не передадут 3ему гос-ву без согласия запрашиваемой страны

2. относительные основания – на усмотрение гос-ва.

a. В соответствии с зак-вом запрашиваемого гос-ва оно обладает юрисдикцией в отношении лица, выдача которого запрошена.

b. Если запрашиваемая страна сочтет, что выдача данного лица не отвечает принципу гуманности в силу возраста, состояния здоровья и иного положения

c. Гос-во уже осуществляет уголовное преследование в отношении этого лица.

Право международной безопасности + Право ВК
69.Система коллективной безопасности.

Коллективная безопасность – система совместных действий государств, основы которой предусмотрены Уставом ООН в целях поддержания мира и безопасности, а также предотвращения и подавления актов агрессии.

Традиционно безопасность понимается как совокупность следующих элементов:

· общепризнанные принципы МП

· коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру

· коллективные меры по пресечению терроризма

· коллективные меры по ограничению и сокращению вооружений

В основе любой системы коллективной безопасности лежит принцип неделимости мира. Опасность представляет возникновение вооруженного конфликта в любом уголке земного шара. Неважно, насколько удаленно возник вооруженный конфликт.

Коллективная безопасность имеет 2 уровня:

I. универсальная – она одна. Создана в рамках ООН. Цель – недопущение повторения аналогичной второй мировой войны. Основы этой системы заложены Уставом ООН. Устав предусматривает следующую систему коллективных мероприятий:

1. меры по запрещению угрозы силой или ее применения в отношениях между государствами (п. 4 ст. 2)

2. меры мирного разрешения международных споров (гл. 6)

3. меры разоружения (ст. 11, 26, 37)

4. меры по использованию региональных организаций безопасности

5. временные меры по пресечению нарушений мира (ст. 40)

6. принудительные меры без использования вооруженных сил (ст. 41)

7. применение вооруженных сил (ст. 42). Принятие решения об использовании вооруженных сил – это исключительная компетенция Совбеза.

Регулируется нормами обычными права и их задачи следующее:

1. расследование инцидентов и проведение переговоров с конфликтующими сторонами в целях их примирения

2. проверка соблюдения договоренности о прекращении огня

3. содействие поддержанию законности и правопорядка

4. предоставление гуманитарной помощи местному населению

5. наблюдение за ситуацией

Во всех случаях операции строго должны соблюдать следующие принципы:

· решение о проведении операции, определение ее мандата и осуществление общего руководства осуществляется Совбезом

· добровольность предоставления воинских контингентов государствами членами, приемлемыми для сторон

· финансирование международным сообществом

· сведение к минимуму применение военной силы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: