Запрещение или ограничениеопределенных средств и методов ведения войны

В международном праве действует принцип, согласно которому "право сторон в вооруженном конфликте выбирать методы и средства ведения войны не является неограниченным".

Многолетний опыт международно-правового регулирования данной проблемы позволил сформулировать "Основные нормы", характеризующие методы и средства ведения войны.

Это было сделано в первом Дополнительном протоколе 1977 г., в ст. 35:

" 1. В случае любого вооруженного конфликта право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным.

2. Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или излишние страдания.

3. Запрещается применять методы или средства ведения поенных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде".

В современный период осуществлен правовой запрет бактериологического (биологического) и токсинного оружия, что означало и запрещение использования биологических агентов и токсинов в вооруженных конфликтах (Конвенция 1972 г.), и химического оружия (Конвенция 1993 г.).

Что же касается запрещения ядерного оружия, то пока такая конвенция не принята, однако имеется ряд резолюций и деклараций Генеральной Ассамблеи ООН, содержащих заявления большинства государств о запрещении применения ядерного оружия как оружия массового уничтожения.

Применительно к обычному оружию запрещению или ограничению подверглись следующие его разновидности:

è любое оружие, основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей (так называемые "необнаруживаемые осколки");

è мины, не являющиеся дистанционно устанавливаемыми минами, мины-ловушки и некоторые другие устройства;

è зажигательное оружие, т. е. такое оружие или боеприпасы, которые в первую очередь предназначены для поджога объектов или причинения людям ожогов посредством действия пламени и тепла, возникающих в результате химической реакции вещества, доставленного к цели (запрещается, в частности, подвергать гражданское население или гражданские объекты нападению с применением зажигательного оружия).

Определяя методы ведения войны, международное право категорически запрещает разрушение гражданских объектов и объектов, необходимых для выживания гражданского населения (незащищенные города, селения, жилища или строения, госпитали, больницы и т. д.).

Особо регулируется защита "установок и сооружений, содержащих опасные силы", к ним отнесены плотины, дамбы и атомные электростанции. Эти объекты не должны подвергаться нападению даже в тех случаях, когда они являются военными объектами, если такое нападение может вызвать высвобождение опасных сил и последующие тяжелые потери среди гражданского населения.


72.Защита жертв войны.

Режим раненых и больных определен двумя названными Конвенциями 1949 г.

Конвенции запрещают в отношении раненых и больных лиц следующие действия:

а) посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность;

б) взятие заложников;

в) посягательство на человеческое достоинство;

г) осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом.

Раненые и больные воюющей армии, попавшие во власть неприятеля, считаются военнопленными и к ним должен применяться режим военного плена.

Медицинские учреждения и медицинский персонал пользуются уважением и защитой и не могут быть объектом нападения.

Режим военного плена представляет совокупность правовых норм, регулирующих положение военнопленных. Согласно ст. 4 Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 г., к ним относятся лица из состава регулярных и нерегулярных вооруженных сил, попавшие во власть неприятеля, т. е. имеются в виду комбатанты.

К военнопленным нельзя применять акты насилия, запугивания и оскорбления.

Запрещается дискриминация по причинам расы, национальности, вероисповедания, политических убеждений.

Военнопленные, согласно ст. 14 соответствующей Конвенции 1949г., полностью сохраняют свою гражданскую правоспособность, которой они пользовались во время захвата в плен.

Военнопленные, за исключением офицеров, могут привлекаться к работе, не носящей военного характера. Военнопленные подчиняются законам, уставам и приказам, действующим в вооруженных силах пленившего их государства.

Освобождение военнопленных, согласно Женевской конвенции, происходит тотчас по прекращении военных действий (ст. 118), исключая случаи привлечения к уголовной ответственности за военные преступления.


73.Окончание войны и его правовые последствия.

Одним из распространенных способов прекращения военных действий считается перемирие, которое, по формулировке Гаагской конвенции 1907 г., "приостанавливает военные действия по взаимному соглашению сторон".

Общее перемирие является полным и бессрочным. Нарушение постановлений актов перемирия есть не что иное, как противоправное посягательство на законы и обычаи войны, влекущее международную ответственность.

Другим способом прекращения военных действий является безоговорочная капитуляция побежденной стороны.

После разгрома фашистской Германии 8 мая 1945 г. в Берлине был подписан Акт о военной капитуляции германских вооруженных сил, а 2 сентября 1945 г. в Токийской бухте был подписан Акт о капитуляции Японии.

Как общее правило, прекращение военных действий в виде перемирия или безоговорочной капитуляции представляет собой этап на пути к прекращению состояния войны.

Прекращение состояния войны — эти окончательное урегулирование политических, экономических, территориальных и иных проблем, связанных с завершающейся войной и прекращением военных действий.

Важные правовые последствия прекращения состояния войны - восстановление между находившимися до этого момента в состоянии войны государствами официальных отношений в полном объеме, обмен дипломатическими представительствами, возобновление ранее заключенных двусторонних договоров, действие которых было прервано войной.

Формой осуществления окончательного мирного урегулирования, прекращения состояния войны является заключение мирного договора.

Послевоенной практике международных отношений известны и иные формы прекращения состояния войны. Так, состояние войны с Германией было прекращено в первой половине 50-х годов односторонними актами США, Великобритании, Франции и других государств.

Прекращение состояния войны между СССР и Германией и установление мирных отношений было объявлено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 января 1955 г. В нем говорилось, что все возникшие в связи с войной юридические ограничения в отношении германских граждан, рассматривавшихся в качестве граждан вражеского государства, утратили силу.

Вместе с тем следует иметь в виду, что в определенных случаях акт прекращения военных действий может отождествляться с актом прекращения состояния войны, т. е. охватывать своим содержанием не только прекращение огня, но и всестороннее мирное урегулирование. Характерно в этом плане Соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме, подписанное 27 января 1973 г.

Вопрос 4 (из списка). Иерархия норм МП.

1. Нормы jus cogens – нормы безусловного приоритета – верхушка всей системы МНП; нормы-принципы. Определение в ст 53 венской конвенции о праве МН договоров»

2. Нормы договоров

3. Иные нормы

Нормы jus cogens - норма общего МНП, отклонение от которой недопустимо и которая м\б изменена только последующей нормой, носящей такой же характер.

Перевод – «неоспоримое право»

Нет перечня этих норм. Это общепринятые нормы-принципы МНП:

· Нерушимость границ

· Неприменение силы или угрозы силой

· Мирное разрешение МН споров

· Территориальная целостность государства

· Невмешательство во внутренние дела

· Сотрудничество государств

· Равноправие и самоопределение народов

· Суверенное равенство государств

· Pacta sunt servanda – добросовестное исполнение МН обязательств

· Уважение прав и основных свобод человека

Вопрос 22. Имплементация международной ответственности: понятие и средства. Обстоятельства, исключающие международную ответственность.

Стадии:

1. призвание виновного государства к ответственности потерпевшим субъектом

2. уведомление о требовании потерпевшего государства

3. в случае неисполнения обязательств нарушителя возможно применение контрмер.

Контрмеры – ответные меры временного характера, направленные на принуждение потерпевшего к исполнению нарушенного международного обязательства и к несению ответственности.

Виды контрмер:

- реторсии – ответные меры недружественного характера (н-р, отзыв посла, прекращение сотрудничества с государством, закрытие программ финансовой помощи, установление ограничений для въезда иностранных граждан)

- репрессалии – меры самозащиты принудительного характера, которые были бы МПД, если бы не ответственность правонарушителя (разрыв дипломатических отношений, бойкот)

4. применение санкций как коллективных мер

Вопрос 34. Международные организации: понятие и виды. Международная правосубъектность международных организаций.

МО (межправительственная) – это постоянное объединение государств, созданная на основе разработанного и одобренного государствами международного соглашения (устав) или иного учредительного акта организации в целях организации сотрудничества государств в различных областях.

Признаки МО:

1. это постоянное объединение государств

2. учреждается государствами на основе учредительного акта

особенности акта:

a. это рядовой международный договор;

b. это конституирующий акт;

c. определяет цели, задачи и компетенцию организации, ее структуру

3. обладает компетенцией, соответствующим целям и задачам

4. 5.наличие структуры, т.е. системы органов

5. 6 членство – ее членами являются государства

6. Обладает привилегиями и иммунитетами


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: