Международное публичное и международное частное право: проблемы соотношения

Существует несколько точек зрения по вопросу о соотношении международного публичного и международного частного права.

Согласно одной из них, международно-правовая система состоит из двух подсистем: международного права, регулирующего отноше­ния между государствами и другими его субъектами, и международ­ного частного права, регулирующего гражданско-правовые, брачно-семейные, трудовые и иные отношения с участием иностранных пред­приятий и граждан.

В соответствии с другой точкой зрения международное частное право представляет собой независимую правовую систему и включа­ет в себя нормы как международного права, так и национальных правовых систем.

Третьи ученые считают, что международное частное право — это подсистема, объединяющая нормы национального права различных государств.

По моему мнению, международное частное право является не самостоятельной правовой системой, а комплексным образованием, включающим в себя как международно-правовые, так и внутриго­сударственные нормы, регулирующие более или менее однородные отношения. Иными словами, международное частное право — ис­кусственное образование, объединяющее три группы норм (между­народно-правовые, нормы права РФ, нормы права иностранных го­сударств) для удобства изучения. Выделение международного част­ного права отражает объективную тенденцию возрастания роли международного права в регулировании внутренних правоотноше­ний в РФ.

Поэтому, на мой взгляд, можно говорить о международном част­ном праве как о научной дисциплине, но не как об отрасли междуна­родного или национального права или отдельной правовой системе (подсистеме).

МЧП – это учебная дисциплина, в которую для удобства изучения включены не только частные, но и публично-правовые вопросы. В МЧП изучается совокупность международно-правовых и внутригосударственных норм, действующих в процессе правоприменения

Зарубежные концепции МЧП:

Первый раз термин употребил судья Дж. Стори (США) в контексте – «коллизионное право». После этого долгое время считалось системой коллизионных норм.

Дж. Моррис – МЧП – коллизионное право, основанное на внутригосударственных источниках.

Дж. Чешир – отдельная часть правовой системмы.

Французская доктрина (Батифоль, Лагард) – нормы МЧП – нормы французского гражданского права.

По мнению китайских ученых (Хан Дипэй, Чжан Шантин) МЧП входит в состав международного экономинчского права.

Российские концепции:

Мартенс – МЧП – органическая часть гражданского права страны.

Брун – совокупность МЧП – отдельная ветвь международного частного права.

Мовчан – МЧП – часть национального права.

Тункин – МЧП – это комплексное правовое образование.

Таким образом МЧП – искусственное образование, объединяющее группы ном:

- международно-правовые

- российские

- нормы прав иностранных государств

МЧП слово «международное» в смысле установления правоотношения между лицами, принадлежащим к различным государствам, правоотношения выходящие за рамки отдельной правовой системы и требующие выяснение какой закон к ним применять.


2. Международно-правовой обычай как источник МП.

Венская конвенция о праве международных договорв 1969 г. Подвтерждает, что международные обычаи регулируют международные отношения.

Обычай - один источник международного права. Ничто не сильнее – ни договор, ни обычай. Потому что это разные источники. Те же два этапа создания (согласование и дача согласия), но эти два этапа выглядят по разному – потому и другой источник. Обычай выражается в повторяющихся действиях субъектов, за которыми признаётся юридическая обязательность. Если в обычаи нет второго этапа, то это не источник, не обычай – а обыкновение.

Обычай – это, пожалуй, самый древний источник международного права и начиналось всё с обычаев. К примеру, институт клиентов и патронов в Риме – это прообраз будущего института консульства. Только в Риме местный гражданин иностранным помогал, а сейчас государство своего присылает. Сложился обычай уведомления консулов. И это всё было обычаев вплоть до XIX веке.

Само по себе написание обычаев международного договора не прекращает действия обычаев. Венская конвенция о международных договорах – это записанные обычаи. Обычаи действуют и сейчас, просто их удобнее читать, когда они записаны.

Обычай может создаваться в течение длительного времени (допустим, неприкосновенность посольства сначала это был какой-то религиозный обычай, законы гостеприимства на чужестранца, а после не просто чужестранец, а представитель другого государства; но только в 1815 году его в договоре записали, а до этого три тысячи лет он был обычаем – и сейчас тоже обычай этот есть). Обычай может создаваться долго, а может и быстро создаваться.

Космические корабли при посадке нарушают территорию другого государства. Но по-другому они не могут, поэтому им можно. Вот если самолёты нарушают территорию – это нарушение. Граница государства на высоте 100 километров – это, кстати, тоже обычай.

Создание обычаев происходит в 2 этапа:

1.согласования правил поведения

2.придание согласованному правилу поведения юрилической силы международной нормы.

Нормы обычно создаются долго, но даже если их долго повторяют – не факт, что они становятся источниками.

Так же важно, что не зависит обычай от количества признающих государств.

Поэтому обычаи бывают:

1.Универсальными (признаваемые большинством)

2.Локальные(прризнаваемые 2 ил несколькими субъектами).

Кодекс торгового мореплавания – это ничто иное как наполовину записанные международные обычаи, которым придали силу закона. Кроме того, в качестве обычаев могут быть правила договоров, не вступившие в силу.

От обычая нужно отличать обыкновение – правило поведения субъектом международных правоотношений, не обладающим качеством юридической обязательности. (они юридически НЕ обязательны, не признается мировым сообществом в качестве нормы)

Нарушение обычаев – правонарушение, нарушение обыкновений – недружеский акт.

Большинсвто действующих договоров – кодифицированные обыча



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: