Поскольку, как уже говорилось, в международном праве не содержится исчерпывающего перечня источников, субъекты международного права самостоятельно решают вопрос не только о содержании согласуемых ими правил поведения (международно-правовых норм), но и о том, в какую форму согласованные ими нормы будет воплощены, в каком источнике зафиксированы.
Помимо традиционных договора и обычая, в настоящее время в международных отношениях активно используется такой источник международного права, как заключительные акты международных конференций и совещаний.
Нужно сказать, что далеко не все заключительные акты конференций содержат международно-правовые нормы и соответственно являются источниками международного права. Иногда в международный документ включается окончательный вариант текста договора, разработанного на этой конференции. В этом случае источником будет считаться не сам акт конференции, а включенный в него договор, после того как государствами будет дано согласие на его юридическую обязательность. Включение же текста договора в заключительный акт совещания в данном случае представляет собой один из способов установления аутентичности договора.
|
|
В качестве источников международного права следует рассматривать лишь те акты конференций и совещаний, в которых зафиксированы международно-правовые нормы. В их числе, например, документы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ): Заключительный акт 1975 г., Стокгольмский Итоговый документ 1986 г., Венский Итоговый документ 1989 г., Документ Копенгагенского совещания 1990 г., Парижская хартия для новой Европы 1990 г.. Документ Московского совещания 1993 г. и др.
Какова юридическая природа такого рода актов?
Во-первых, все эти документы содержат правила поведения субъектов международного права, имеющие общий характер. Так, Заключительный акт СБСЕ развил положения основных принципов международного права, определил меры по укреплению доверия в Европе; Стокгольмский документ СБСЕ расширил перечень мер доверия; Парижской хартией организационно оформлена система СБСЕ; Решением Будапештского совещания 1994 г. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе было преобразовано в международную организацию (ОБСЕ).
Во-вторых, указанные акты, не являясь международными договорами, носят юридически обязательный характер. Согласно положениям этих документов государства обязались «соблюдать», «обеспечивать исполнение» актов СБСЕ, «приводить свое законодательство в соответствие с положениями документов СБСЕ», «отменять законодательные акты и административные правила» и т.д.
|
|
В-третьих, в документах вместе с правилами поведения одновременно предусматриваются меры проверки и контроля за их соблюдением.
Таким образом, поскольку некоторые акты конференций и совещаний содержат международно-правовые нормы, а не только политические и/или моральные обязательства государств, их следует считать источниками международного права.
Первый такой акт – Заключительная декларация Женевского совещания по установлению мира в Индонезии 1954 г.
5. Международно-правовой статус государств.
Государства являются основными субъектами международного права; международная правосубъектность присуща государствам в силу самого факта их существования. Государства имеют
1- аппарат власти и управления,
2 - обладают территорией,
3 - населением и,
4 - самое главное, суверенитетом.
Международную правосубъектность в общем виде можно определить как юридическую способность лица быть субъектом МП. Содержание межд. правосуб. образуют качества субъекта МП, вытекающие из международно-правовых норм.
Субъекты – это те лица, которые обладают правоспособностью. Субъекты международного права – лица, обладающие международной правоспособностью.
Международная правоспособность – это качество. И оно либо есть, либо нет. И не может быть больше или меньше правоспособности. Может быть меньше или больше дееспособность, объёма прав и обязанностей. А вот правоспособность – либо она есть, либо её нет. Нельзя быть отчасти субъектом.
Правосубъектность в международном праве – это единство трёх элементов. Если нет какого-то из этих трёх элементов, то и правосубъектности нет.
1). Субъект международного права – это лицо, на которое распространяется действие норм международного права. И в этом отчасти субъект похож на субъекта внутреннего права (там тоже если распространяется на него нормы права – тогда и есть субъект). Но если бы мы на этом остановились, то субъекты бы у нас совпадали, а этого быть не может, так как международное право – это отдельная система права.
2). Субъект – это коллективное образование.
3). Субъекты не только исполнители норм, но и создатели норм. Они не только их исполняют, но и создают
Теперь конкретно о государстве:.
Суверенитет — это юридическое выражение самостоятельности государства, верховенства и неограниченности его власти внутри страны, а также независимости и равноправия во взаимоотношениях с другими государствами. Суверенитет государства имеет международно-правовой(внешний) и внутренний аспекты.
Международно-правовой аспект суверенитета означает, что международное право рассматривает в качестве своего субъекта и участника международных отношений не государственные органы или отдельные должностные лица, а государство в целом. Все международно-правовые значимые действия, совершенные уполномоченными на то должностными лицами государства, считаются совершенными от имени этого государства.
Внутренний аспект суверенитета предполагает территориальное верховенство и политическую независимость государственной власти внутри страны и за рубежом.
Основу международно-правового статуса государства составляют права (право на суверенное равенство, право на самооборону, право на участие в создании международно-правовых норм, право на участие в международных организациях) и международно-правовые обязанности государств (уважение суверенитета других государств, соблюдение принципов международного права). В Декларации о принципах международного права 1970 г. говорится, что каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств и соблюдать принципы международного права (невмешательство во внутренние дела, добросовестное выполнение принятых на себя обязательств, разрешение международных споров мирными средствами и др.).
|
|
Из суверенитета вытекает также, что ни одна обязанность не может быть возложена на государство без его на то согласия.
6. Международные организации - субъекты МП.
Международных организаций существуют два вида, две разновидности.
1. Международные межправительственные организации.
2. Международные неправительственные организации.