Глобальные инициативы

Глобальный Форум по борьбе с коррупцией состоялся в феврале 1999 г., в работе которого приняли участие представители девяноста стран, включая страны Черноморского региона. Это беспрецедентное событие стало поворотным пунктом в усилиях всех стран обеспечить чистоту общества и контроль за коррупцией среди правительственных чиновников, особенно работников юстиции и правоохранительных органов, призванных следить за соблюдением закона. С этого момента значительно возросли усилия, направленные на борьбу с коррупцией, как со стороны глобальных и региональных групп, так и со стороны всех стран. В мае 2001 г. в Нидерландах состоится Второй Глобальный Форум по борьбе с коррупцией. В рамках этого Форума 30-31 марта 2001 г. в Бухаресте состоялась Первая Региональная Конференция Центрально- и Восточно-Европейских стран по борьбе с коррупцией. Конференция была проведена с целью развития деятельности Глобального Форума, направленной на дальнейшее расширение сотрудничества между странами в борьбе с коррупцией.

Всемирный Банк рассматривает коррупцию с экономической точки зрения. Деятельность Банка в области борьбы с коррупцией направлена по трем основным направлениям: предотвращение мошенничества и коррупции в рамках проектов, финансируемых банками, содействие странам в их усилиях сократить коррупцию через консультации по проблемам экономических реформ и укрепление организационно-правовой базы.

Международный Валютный Фонд (МВФ) также понимает значение борьбы со взяточничеством и коррупцией. В связи с тем, что деятельность этого учреждения носит макроэкономический характер, его функции ограничены теми специфическими формами коррупции, которые могут иметь значительные макроэкономические последствия.

^ Всемирная Торговая Организация (ВТО) с 1996 г. начала все чаще рассматривать коррупцию в области государственных поставок как важную проблему политики. Конференция ВТО на уровне министров, состоявшаяся в декабре 1996 г., создала Рабочую группу по прозрачности государственных поставок. Эта группа начала изучение проблемы прозрачности процесса государственных поставок с учетом национальной политики.

^ Организация Экономического Сотрудничества и Развития (OECD) подготовила Конвенцию о борьбе со взяточничеством иностранных государственных служащих в международных деловых операциях, вступившую в силу 15 февраля 1999 г.. Конвенция является важным шагом в рамках объединенных международных усилий по объявлению взяточничества уголовным преступлением и сокращению распространения коррупции в мировой экономике. Она намерена остановить денежный поток взяток, даваемых с целью заключения международных сделок, и укрепить внутренние антикоррупционные меры, нацеленные на повышение норм правления и повышение участия гражданского общества.


60. Международное сотрудничество в борьбе с захватом заложников.

Согласно Международной конвенции о борьбе с захватом заложников 1979 г. (ст. 1) преступление — захват заложников совершает любое лицо, которое захватывает или удерживает другое лицо и угрожает убить, нанести повреждение или продолжать удерживать залож­ника для того, чтобы заставить государство, международную межправительственную организацию, какое-либо физическое или юридичес­кое лицо или группу лиц совершить или воздержаться от совершения любого акта в качестве условия для освобождения заложника, а также попытка совершения вышеуказанных действий или соучастие в них.

В соответствии с Конвенцией РФ осуществляет уголовную юрисдикцию в отношении преступления, совершенного:

- любым лицом на территории РФ или на борту морского или воздушного судна, зарегистрированного в РФ;

- чтобы заставить РФ совершить какой-либо акт или воздержаться от его совершения;

- в отношении заложника — гражданина РФ;

- гражданами РФ или лицом без гражданства, обычно проживающим на территории РФ.

Конвенцией предусмотрена возможность выдачи правонарушителя. В выдаче может быть отказано, если есть основания полагать, что просьба о выдаче обусловлена целью преследования правонарушителя по расовым, религиозным, национальным, этническим или политическим мотивам.

Конвенция 1979 г. (ст. 13) не применяется в РФ в случаях, когда преступление совершено в пределах РФ, когда заложник и предпола­гаемый преступник являются гражданами РФ и когда преступник находится на территории РФ (иными словами, когда в деле нет «ино­странного элемента»).


61. Международное сотрудничество в борьбе с транснациональной организованной преступностью.

Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности

Транснациональная организованная преступность является одной из форм преступности, поскольку имеет специфическую характеристику как качественно - количественных параметров, так и системы мер социального контроля, необходимых для противодействия ТОП.

Понятие транснациональной организованной преступности не тождественно понятиям транснациональной преступности и международной преступности.

Классификация субъектов транснациональной организованной преступности представляет собой двухуровневую систему, состоящую из транснациональных преступных организаций и преступных сообществ, а также транснациональных криминально - государственных организаций.

В современном структурном построении субъектов ТОП преобладает корпоративно - сетевая модель организации их деятельности.

Современные тенденции развития транснациональной организованной преступной деятельности в целом тесно связаны с процессами глобализации мировой экономики, возникновением и развитием новых технологий и коммуникационных систем, слабостью и коррумпированностью правительств отдельных национальных территорий, и уровнем противодействия правоохранительных органов разных стран.

Глобализация экономики способствует развитию транснациональной организованной преступности.

Пять общих черт организованных группировок:

- систематически прибегают к коррупции;

- в основе высокой сопротивляемости организованной преступности лежит олигополистическая система (естественный отбор);

- высокая приспособляемость к обстоятельствам; транснациональный характер;

- проникает в Европу теми же путями, что и криминальные товары.

Основные направления деятельности организованных преступных группировок:

нелегальная миграция;

кража автомашин;

мошенничество с ресурсами ЕС;

распространение других незаконных товаров;

уклонение от уплаты налогов;

распространение наркотиков.

Транснациональные преступные организации - это структурно оформленные преступные группы, объектом деятельности которых является совершение конвенционных преступлений и которые осуществляют свою криминальную деятельность на территории одного или нескольких зарубежных государств.

Специалисты и эксперты ООН называют в числе наиболее известных транснациональных преступных организаций колумбийские наркокартели, китайские триады, итальянскую мафию, нигерийские преступные организации, российскую организованную преступность, японскую якудзу и др.

Итальянская мафия. Среди транснациональных преступных организаций сицилийская и итальянская мафии выделяются своей сложной тайной структурой. Применительно к Италии под словом "мафия" обычно понимается сицилийская мафия или "Коза ностра", неаполитанская "каморра", состоящая преимущественно из местных преступных организаций, калабрийская "ндрангета", которая состоит из семейных кланов и занимается контрабандой табака, наркотиков и похищением людей, а также "Сакра корона унита" из Апулии, созданная "Коза нострой" для использования морского побережья этого региона в целях незаконного оборота наркотиков.

В основе деятельности "Коза ностры", как и других итальянских преступных группировок, лежат закон молчания и тесные связи, которые имеют отчасти функциональный характер, отчасти семейно-личный и основаны на страхе. Возникнув в период слабого государства как структура самозащиты и самоуправления, "Коза ностра" переместилась из сельской местности в городские районы, а затем и в транснациональный преступный бизнес. Этому способствовало расширение миграционных потоков. Миграция сицилийцев в Соединенные Штаты Америки и Германию способствовала образованию сицилийской сферы влияния на рынках сбыта героина в этих странах.

Китайские "триады ". Базируются в самом Китае, Гонконге, Тайване и других местах Юго - Восточной Азии. "Триады" имеют разветвленную систему в Западной Европе, в китайских общинах Северной Америки, на Дальнем Востоке России. Триады занимаются многими видами преступной деятельности, включая вымогательство, проституцию, азартные игры, незаконный оборот наркотиков, являясь крупными поставщиками героина в США и Западную Европу.

Японская "якудза". Японская "якудза" является одной из распространенных японских преступных организаций.

"Якудза" дислоцируются на территории Японии и занимаются контрабандным ввозом наркотиков на Гавайские острова, в Калифорнию, где находятся крупные японские общины, и незаконным ввозом оружия в Японию. "Якудза" присутствует практически во многих странах.

В Юго - Восточной Азии она занимается секс - бизнесом, азартными играми, мошенничеством, отмыванием денег, внедряется в сферу законного предпринимательства.

Колумбийские картели. Колумбийские картели являются уникальными преступными организациями, способными вести боевые действия с правительственными войсками. Они занимаются исключительно наркобизнесом, базируются в Колумбии и распространяют свою деятельность на территорию США, а в последние годы - в Западную и Восточную Европу.

Характер организованной преступности требует глобального реагирования на основе широкого международного сотрудничества.

Был принят важнейший международный документ, направленный на борьбу с данным явлением, - Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, которая вступила в силу 29 сентября 2003 г. и которую ратифицировали почти 100 государств - членов.

Важны также три дополняющих ее протокола: Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и Протокол против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему.

Важный шаг на пути к расширению международного сотрудничества был сделан 31 октября 2003 г., когда Генеральная Ассамблея в своей резолюции 58/4 приняла Конвенцию ООН против коррупции. С тех пор эту Конвенцию подписали 118 государств и ратифицировали 15. Указанная Конвенция вступит в силу после ее ратификации 30 государствами.

Учреждена Конференция участников Конвенции с широким спектром задач: от обеспечения технической поддержки, обмена информацией и сотрудничества с другими заинтересованными организациями до контроля за соблюдением Конвенции и протоколов к ней; ее первая сессия прошла с 28 июня по 8 июля 2004 г.

На этой сессии Конференция одобрила план работы 2 - й сессии в следующих трех тематических областях:

а) приведение в целом национального законодательства В соответствие с Конвенцией и протоколами к ней;

б) законодательство в сфере криминализации и трудности, возникающие при применении этих инструментов;

в) международное сотрудничество и оказание технической помощи для преодоления трудностей, возникающих при применении данной Конвенции и протоколов к ней.

Центром координации деятельности государств и международных организаций в борьбе с преступностью является Организация Объединенных Наций.

Основным рабочим органом, координирующим деятельность государств - членов ООН в борьбе с преступностью, является Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС), в составе которого функционирует Комиссия по предупреждению преступности и борьбе с ней.

Результатом деятельности Комиссии являются концептуальные положения, которые вырабатываются конгрессами ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.

Для осуществления мер по предупреждению транснациональной организованной преступности и борьбе с ней абсолютно необходимо международное сотрудничество государств на универсальном уровне и строгое соблюдение принципов международного права, в частности принципа выполнения принятых на себя обязательств по осуществлению мер по предупреждению и борьбе с транснациональной организованной преступностью


62. Международное сотрудничество в борьбе с преступлениями против лиц, пользующихся международной защитой.

В соответствии с Конвенцией о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г. (ст. 2) преступлением является преднамеренное совершение:

- убийства, похищения или другого нападения против личности или свободы лица, пользующегося международной защитой;

- насильственного нападения на помещение лица, пользующегося между­народной защитой

- угроза и/или попытка любого такого нападения либо соучастие в одном из перечисленных действий.

К «лицам, пользующимся международной защитой», относятся:

- глава государства, глава правительства
- любой представитель или должностное лицо государства

Согласно Конвенции 1973 г. Российская Федерация будет осуществлять юрисдикцию в отношении указанного преступления, когда:
- деяние совершено любым лицом на территории РФ или на борту судна или - -

- самолета, зарегистрированного в РФ;
- преступление совершено против лица, представляющего РФ или в РФ — - -

- иностранное государство или международную организацию;
- преступник задержан на территории РФ;
- преступник является гражданином РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: