Согласно Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г. (ст. 1) преступлением является незаконный, путем насилия или угрозы его применения или другой формы запугивания, захват воздушного судна, находящегося в полете, или осуществление над ним контроля, или попытка совершения указанных преступлений, или соучастие в них.
Для целей Конвенции воздушное судно находится в полете с момента закрытия всех его внешних дверей после погрузки и до момента открытия любой такой двери для выгрузки. Конвенция не применяется к воздушным судам, занятым на военной, таможенной или полицейской службе.
Конвенция применяется в случае, если место взлета или место фактической посадки судна, на борту которого совершено преступление, находится вне территории государства его регистрации; при этом не имеет значения, совершало ли судно международный полет или полет на внутренних авиалиниях.
В соответствии с Конвенцией о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г. преступлением является:
|
|
- акт насилия в отношении лица, находящегося на борту воздушного судна в полете, если такой акт может угрожать безопасности этого воздушного судна;
- разрушение воздушного судна, находящегося в эксплуатации, или причинение этому судну повреждения, выводящие его из строя или угрожающие его безопасности;
- помещение на воздушное судно, находящееся в эксплуатации, взрывного устройства или вещества, которое может причинить повреждение, угрожающее его безопасности;
- повреждение аэронавигационного оборудования или вмешательство в его эксплуатацию;
- сообщение заведомо ложных сведений, угрожающих безопасности воздушного судна в полете;
- попытка или соучастие в совершении указанного деяния.
Для целей Конвенции воздушное судно находится в эксплуатации с начала его предполетной подготовки для конкретного полета до истечения 24 часов после любой посадки. / Согласно Конвенции РФ будет осуществлять юрисдикцию, когда:
- преступление совершено любым лицом на территорииРФ, на борту или в отношении воздушного судна, зарегистрированного вРФ;
- когда воздушное судно, на борту которого совершено преступление, совершает посадку в РФ и преступник находится на борту.
В соответствии с Протоколом о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, 1988 г. ст. 1 Конвенции 1971 г. была дополнена следующим пунктом:
«Любое лицо совершает преступление, если оно незаконно и преднамеренно с использованием любого устройства, вещества или оружия:
a) совершает акт насилия в отношении лица в аэропорту, обслуживающем международную гражданскую авиацию, который причиняет или может причинить серьезный вред здоровью или смерть,
|
|
b) разрушает или наносит серьезное повреждение оборудованию и сооружениям аэропорта, обслуживающего международную гражданскую авиацию, либо расположенным в аэропорту воздушным судам, не находящимся в эксплуатации, или нарушает работу служб аэропорта, если такой акт угрожает или может угрожать безопасности в этом аэропорту».
Для целей Конвенции (с учетом положений Протокола 1988 г.) воздушное судно находится в эксплуатации с начала его предполетной подготовки для конкретного полета до истечения 24 часов после любой посадки.
Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, 1988 г. применяется в отношении уголовных преступлений, других актов, угрожающих безопасности воздушного судна в полете либо находящимся на его борту лицам или имуществу.
Конвенция не применяется к воздушным судам, находящимся на военной, таможенной и полицейской службах.
Воздушное судно считается находящимся «в полете», в отличие от предыдущих конвенций, с момента включения двигателя в целях взлета и до момента окончания пробега при посадке.
По общему правилу, юрисдикцию в отношении преступлений, совершаемых на борту воздушного судна, осуществляет государство регистрации судна. Иные государства вправе осуществлять юрисдикцию, когда:
преступление имеет последствия на территории государства или направлено против его безопасности;
преступление совершено гражданином или в отношении гражданина данного государства.
64. Международное сотрудничество в борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства.
Согласно ст. 3 Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 г. (РФ пока не ратифицирована), любое лицо совершает преступление, если оно незаконно и преднамеренно:
a) захватывает судно или осуществляет контроль над ним посредством применения силы, угрозы силой или иной формы запугивания;
b) совершает акт насилия против лица на борту судна, если этот акт может угрожать безопасному плаванию судна;
c) разрушает судно или наносит повреждение, которое может угрожать его безопасному плаванию;
d) помещает на борт судна (или совершает действия с этой целью) устройство или вещество, которые могут разрушить судно, нанести повреждение, которые угрожают или могут угрожать его безопасному плаванию;
e) разрушает морское навигационное оборудование, наносит ему серьезное повреждение или создает серьезные помехи его эксплуатации, если это может угрожать безопасному плаванию судна;
f) сообщает заведомо ложные сведения, создавая угрозу безопасному плаванию судна;
g) наносит ранения любому лицу или убивает его в связи с совершением или попыткой совершения какого-либо из вышеуказанных преступлений.
Конвенция применятся, если судно совершает плавание или его маршрут включает плавание в воды, через воды или из вод, расположенных за внешней границей территориального моря какого-либо одного государства, а также если преступник находится за территорией вышеуказанного государства.
Государство — участник Конвенции осуществляет свою юрисдикцию, если преступление совершено:
- против или на борту судна, плавающего под флагом данного государства;
- на территории данного государства;
- гражданином данного государства, а также лицом без гражданства, которое обычно проживает в данном государстве;
- во время совершения преступления гражданин данного государства захвачен, подвергался угрозам, ранен или убит;
|
|
- чтобы заставить данное государство совершить какое-либо действие или воздержаться от него.
Вышеуказанные преступления влекут выдачу преступника.
Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, 1988 г. (РФ пока не участвует) дополняет Конвенцию 1988 г.
Согласно ст. 2 Протокола, любое лицо совершает преступление, если оно незаконно и преднамеренно:
a) захватывает стационарную платформу или осуществляет контроль над ней посредством применения силы, угрозы силой или иной формы запугивания;
b) совершает акт насилия против лица на борту стационарной платформы, если этот акт может угрожать ее безопасности;
c) разрушает стационарную платформу или наносит повреждение, которое может угрожать ее безопасности плавания;
d) помещает на стационарную платформу (или совершает действия с этой целью) устройство или вещество, которые могут разрушить ее или создать угрозу ее безопасности;
e) наносит ранения любому лицу или убивает его в связи с совершением или попыткой совершения какого-либо из вышеуказанных преступлений.
Государство — участник Протокола осуществляет свою юрисдикцию, если преступление совершено:
против или на борту стационарной платформы, когда она находится на континентальном шельфе данного государства;
гражданином данного государства, а также лицом без гражданства, которое обычно проживает в данном государстве;
во время совершения преступления гражданин данного государства захвачен, подвергался угрозам, ранен или убит;
чтобы заставить данное государство совершить какое-либо действие или воздержаться от него.
Государства оказывают правовую помощь в борьбе с данным преступлением, включая выдачу преступников.