Международное сотрудничество в борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации

Согласно Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г. (ст. 1) преступлением является незаконный, путем наси­лия или угрозы его применения или другой формы запугивания, захват воздушного судна, находящегося в полете, или осуществление над ним контроля, или попытка совершения указанных преступле­ний, или соучастие в них.

Для целей Конвенции воздушное судно находится в полете с момента закрытия всех его внешних дверей после погрузки и до момента открытия любой такой двери для выгрузки. Конвенция не применяется к воздушным судам, занятым на военной, таможенной или полицейской службе.

Конвенция применяется в случае, если место взлета или место фактической посадки судна, на борту которого совершено преступ­ление, находится вне территории государства его регистрации; при этом не имеет значения, совершало ли судно международный полет или полет на внутренних авиалиниях.

В соответствии с Конвенцией о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г. преступлением является:

- акт насилия в отношении лица, находящегося на борту воздушно­го судна в полете, если такой акт может угрожать безопасности этого воздушного судна;

- разрушение воздушного судна, находящегося в эксплуатации, или причинение этому судну повреждения, выводящие его из строя или угрожающие его безопасности;

- помещение на воздушное судно, находящееся в эксплуатации, взрывного устройства или вещества, которое может причинить по­вреждение, угрожающее его безопасности;

- повреждение аэронавигационного оборудования или вмешатель­ство в его эксплуатацию;

- сообщение заведомо ложных сведений, угрожающих безопаснос­ти воздушного судна в полете;

- попытка или соучастие в совершении указанного деяния.

Для целей Конвенции воздушное судно находится в эксплуата­ции с начала его предполетной подготовки для конкретного полета до истечения 24 часов после любой посадки. / Согласно Конвенции РФ будет осуществлять юрисдикцию, когда:

- преступление совершено любым лицом на территорииРФ, на борту или в отношении воздушного судна, зарегистрированного вРФ;

- когда воздушное судно, на борту которого совершено преступле­ние, совершает посадку в РФ и преступник находится на борту.

В соответствии с Протоколом о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную граждан­скую авиацию, 1988 г. ст. 1 Конвенции 1971 г. была дополнена следу­ющим пунктом:

«Любое лицо совершает преступление, если оно незаконно и преднамеренно с использованием любого устройства, вещества или оружия:

a) совершает акт насилия в отношении лица в аэропорту, обслу­живающем международную гражданскую авиацию, который причи­няет или может причинить серьезный вред здоровью или смерть,

b) разрушает или наносит серьезное повреждение оборудованию и сооружениям аэропорта, обслуживающего международную граж­данскую авиацию, либо расположенным в аэропорту воздушным судам, не находящимся в эксплуатации, или нарушает работу служб аэропорта, если такой акт угрожает или может угрожать безопаснос­ти в этом аэропорту».

Для целей Конвенции (с учетом положений Протокола 1988 г.) воздушное судно находится в эксплуатации с начала его предполет­ной подготовки для конкретного полета до истечения 24 часов после любой посадки.

Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, соверша­емых на борту воздушных судов, 1988 г. применяется в отношении уголовных преступлений, других актов, угрожающих безопасности воздушного судна в полете либо находящимся на его борту лицам или имуществу.

Конвенция не применяется к воздушным судам, находящимся на военной, таможенной и полицейской службах.

Воздушное судно считается находящимся «в полете», в отличие от предыдущих конвенций, с момента включения двигателя в целях взлета и до момента окончания пробега при посадке.

По общему правилу, юрисдикцию в отношении преступлений, совершаемых на борту воздушного судна, осуществляет государство регистрации судна. Иные государства вправе осуществлять юрисдик­цию, когда:

преступление имеет последствия на территории государства или направлено против его безопасности;

преступление совершено гражданином или в отношении гражда­нина данного государства.

64. Международное сотрудничество в борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства.

Согласно ст. 3 Конвенции о борьбе с незаконными актами, на­правленными против безопасности морского судоходства, 1988 г. (РФ пока не ратифицирована), любое лицо совершает преступление, если оно незаконно и преднамеренно:

a) захватывает судно или осуществляет контроль над ним посред­ством применения силы, угрозы силой или иной формы запугивания;

b) совершает акт насилия против лица на борту судна, если этот акт может угрожать безопасному плаванию судна;

c) разрушает судно или наносит повреждение, которое может угрожать его безопасному плаванию;

d) помещает на борт судна (или совершает действия с этой целью) устройство или вещество, которые могут разрушить судно, нанести повреждение, которые угрожают или могут угрожать его безопасно­му плаванию;

e) разрушает морское навигационное оборудование, наносит ему серьезное повреждение или создает серьезные помехи его эксплуата­ции, если это может угрожать безопасному плаванию судна;

f) сообщает заведомо ложные сведения, создавая угрозу безопас­ному плаванию судна;

g) наносит ранения любому лицу или убивает его в связи с совер­шением или попыткой совершения какого-либо из вышеуказанных преступлений.

Конвенция применятся, если судно совершает плавание или его маршрут включает плавание в воды, через воды или из вод, располо­женных за внешней границей территориального моря какого-либо одного государства, а также если преступник находится за террито­рией вышеуказанного государства.

Государство — участник Конвенции осуществляет свою юрис­дикцию, если преступление совершено:

- против или на борту судна, плавающего под флагом данного государства;

- на территории данного государства;

- гражданином данного государства, а также лицом без гражданст­ва, которое обычно проживает в данном государстве;

- во время совершения преступления гражданин данного государ­ства захвачен, подвергался угрозам, ранен или убит;

- чтобы заставить данное государство совершить какое-либо дей­ствие или воздержаться от него.

Вышеуказанные преступления влекут выдачу преступника.

Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными про­тив безопасности стационарных платформ, расположенных на кон­тинентальном шельфе, 1988 г. (РФ пока не участвует) дополняет Конвенцию 1988 г.

Согласно ст. 2 Протокола, любое лицо совершает преступление, если оно незаконно и преднамеренно:

a) захватывает стационарную платформу или осуществляет кон­троль над ней посредством применения силы, угрозы силой или иной формы запугивания;

b) совершает акт насилия против лица на борту стационарной платформы, если этот акт может угрожать ее безопасности;

c) разрушает стационарную платформу или наносит поврежде­ние, которое может угрожать ее безопасности плавания;

d) помещает на стационарную платформу (или совершает дейст­вия с этой целью) устройство или вещество, которые могут разрушить ее или создать угрозу ее безопасности;

e) наносит ранения любому лицу или убивает его в связи с совер­шением или попыткой совершения какого-либо из вышеуказанных преступлений.

Государство — участник Протокола осуществляет свою юрис­дикцию, если преступление совершено:

против или на борту стационарной платформы, когда она нахо­дится на континентальном шельфе данного государства;

гражданином данного государства, а также лицом без гражданст­ва, которое обычно проживает в данном государстве;

во время совершения преступления гражданин данного государ­ства захвачен, подвергался угрозам, ранен или убит;

чтобы заставить данное государство совершить какое-либо дей­ствие или воздержаться от него.

Государства оказывают правовую помощь в борьбе с данным преступлением, включая выдачу преступников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: