Искусство первобытной эпохи

К числу древнейших изображений на стенах палеолитических пещер относятся оттиски человеческой руки и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки - так называемые «макароны» и «меандры».

К позднему палеолиту (приблизительно 33-18-е тыс. до н. э.). относятся так же женские статуэтки из камня и кости с гипертрофированными формами тела, схематизированными головами - так называемые «Венеры», связанные с культом матери-прародительницы.

Памятники первобытной живописи открыты более 100 лет назад. В 1879 г. испанский археолог М. Саутуола открыл многокрасочные изображения палеолитической эпохи в пещере Альтамира (Испания). В 1895 г. Были найдены рисунки первобытного человека в пещере Ла Мут во Франции. Во Франции в 1901 г. Анри Брейль обнаружил около 300 рисунков мамонта, бизона, оленя, лошади, медведя в пещере Ле-Комбарель. Классический образец пещерного искусства - пещера Ласко (Франция), оно датируется 18 тыс. До н. э., она превращена в первоклассно оборудованный музей

Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки. Основную массу изображений составляют животные.

К настоящему времени только во Франции обнаружено около ста пещер с изображениями и другими следами пребывания первобытного человека.

В 1959 году палеолитическая пещерная живопись была обнаружена на Южном Урале, в Башкирии, в Каповой пещере. Контурные и силуэтные изображения шести мамонтов, носорога и лошади, нанесенные красной краской по стилю напоминают палеолитическую живопись Западной Европы.

При всей своей жизненной выразительности и реалистической обобщенности палеолитическое искусство остается интуитивно-спонтанным. Оно состоит из отдельных конкретных образов, в нем отсутствует фон, нет композиции в современном смысле слова.

Живопись и петроглифы (изображение, высеченное, выбитое или процарапанное на камне) развиваются параллельно.

Искусство мезолита представлено, в основном, в прибрежных горных районах Восточной Испании. В центре внимания - человек, движение, действие, многофигурные композиции, живо воспроизводящие различные эпизоды из жизни мезолитических охотников.

Искусство неолита в целомвсе дальше уходит от реальности, погружаясь в абстрактный мир символов. Тенденция к стилизации, упрощению, выработке шаблона прежде всего проявляется в тех случаях, когда имеет место более или менее массовое производство однотипных изделий. Наиболее наглядным примером в этом смысле является древняя керамика[5].

Развитие информационной функции рисунка ведет к его схематизации и превращению в орнамент (культовая функция), в письменность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: