Конфуцианско-даосистская картина мира

Китайский этнос создал особый тип культуры, отличающий его от культур других народов. Социальная этика и административная практика здесь всегда играли более значительную роль нежели мистика и индивидуалистические поиски спасения. Величайшими и общепризнанными пророками здесь считались те, кто учил жить достойно, в соответствии с принятой нормой, жить ради жизни, а не ради блаженства на том свете или спасения от страданий. Не религия как таковая, но прежде всего ритуализированная этика формировала облик традиционной китайской культуры.

Религиозной структуре Китая всегда была свойственна незначительная роль духовенства. Функции жрецов выполняли чиновники.

Как и у других народов, у китайцев было множество богов и духов, которым они приносили жертвы, в том числе и кровавые. Но с течением времени на первый план стал выходить Шанди, верховное божество и легендарный родоначальник, их предок-тотем. Смещение акцента в культе Шанди в сторону функций первопредка сыграло огромную роль: оно привело к ослаблению религиозного начала и усилению начала прагматического, абсолютизация культа предков.

В эпоху династии Чжоу (11 в. до н. э.) культ Неба вытеснил Шанди. Правитель стал считаться сыном Неба, а китайская империя - Поднебесной. Считалось, что Небо карает недостойных и вознаграждает добродетельных.

Нигде в истории культура не была столь доверчива к миру природы, как в Китае. Создана оригинальная картина мира, где нет места ни враждебности, ни несовершенству, ни дисгармонии. Мир изначально совершенен, гармония внутренне присуща ему, поэтому его не нужно переделывать.

Даосизм. Как религиозно-философское течение возник примерно в 6-5 вв. до н. э., основателем считается мудрец Лао-цзы (цзы - «учитель», «философ»). Главный труд Лао-цзы «Книга о Дао и Дэ» в двух частях, толковавшую Дао («путь», «метод») и Дэ («благодать, благая мощь»). Написанная на бамбуковых планках, она занимала три телеги, и было в ней 5 тыс. иероглифов. В этой книге в загадочной афористичной форме кратко изложены основы учения, получившего название «даосизм». В ней предложена модель мира, где над всеми богами, включая и верховное божество - Небесного Владыку, главенствует таинственная и мощная сила, управляющая вселенной, имя которой-Дао. Всеобщий закон Дао: живи, не противодействуя Дао, не ломай заданный свыше порядок, чти его, следуй ему, и все само собой выправиться. Следуй естественной природе - будешь счастлив и здоров как физически так и духовно.

В книге представлена и этика: не кичись заслугами, не унижай слабого, живи в мире и согласии с другими, не желай богатства и роскоши, довольствуйся малым, не кради и пр.

Итак - Дао -всеобщее начало, закон и правило, которые обнимают собой вселенную, природу и человеческое общество.

Все люди рождаются добродетельными, но земная жизнь воздействует на человека, прежде всего обилием вещей. Увлекаемые желанием обладать все большим количеством, получать все больше наслаждения, люди нарушают равновесие и гармонию - «замутненная поверхность зеркала». Не нарушать природный порядок - принцип «недеяния». Будьте простыми и чистыми, умерьте желания.

Согласно древнекитайской космогонии, в начале мира единая универсальная субстанция- ци в какой-то момент разделилась на два начала. Первое- ян - светлое и теплое; - инь - мутное и холодное. Ян -вверх, небо, инь - земля. Эти два начала самим своим существованием обеспечивали и поддерживали в мире гармоническое равновесие. Из их взаимодействия родились все вещи. Всем свойственно двуединство.

Через 100 лет самый талантливый духовный последователь Чжуан-цзы учил: «Пространство между небом и землей - музыкальный инструмент со своей мелодией: небо, земля, человек, ветер, дождь и солнце. Переход из одной формы в другую, ничто не постоянно, все в движении. «Смерть-жизнь-смерть», сон-бодрствование, возможное -невозможное и т.д. Где господствует дао, не знают, что полезно, что вредно... не знают любви к жизни и ненависти к смерти... жизнь и смерть- одна ветвь».

Позднее даосизм распадается на философское и религиозное направления.

Конфуцианство - одно из основных идейных течений Китая, основанное Конфуцием (кит. Кун-цзы или Кун Фу-цзы - «почтенный учитель Кун»; 551-479 г. до н. э.). Родился на востоке Китая в царстве Лу в семье представителя обедневшей боковой ветви местного аристократического рода. Рано остался сиротой и пробивался в жизни собственными силами. В молодости занимал значительную чиновничью должность. Окружающая его действительность - междоусобные войны, нищета населения, кризис государственной и политической системы - произвела на него отталкивающее впечатление, и все свое свободное время он посвятил изучению китайской древности, бывшей, по его мнению, «золотым веком», когда в стране царил идиллистический порядок и все люди были довольны своим положением. В тридцать лет Конфуций создает свою школу, в которой проповедует возврат к древности. Его доктрина строилась на эгалитарно-демократическом принципе равных возможностей и обучения вне зависимости от «рода» обучаемого и предполагала минимальную плату - «связку сушеного мяса». Конфуций разработал социальную утопию, в центре которой стоял идеальный руководитель - цзюнь-цзы (благородный муж), культивирующий и воспитывающий в себе пять основных качеств (жень - «человечность», «гуманность», «милосердие», «доброта»; и - «чувство долга»; ли - «этикет»,«ритуал», «церемония»; сяо - «сыновняя почтительность»; чжи - «мудрость »), которые позволяют ему быть идеальным руководителем и помогают решать стоящие перед страной задачи. Согласно Конфуцию, порядок вещей в государстве определяется небесным законом (Дао), и каждый должен следовать данному закону: «Правитель должен быть правителем, отец - отцом, сын - сыном». Таким образом, система упорядоченного общества освящалась волей Неба. Свод правил ли связывает общество. Общий принцип учения - правление ненасильственными методами. Главную задачу своего учения Конфуций видел в сохранении лучших традиций древней культуры, которые способны оградить общество от всяких потрясений и изменений и ориентируют людей на достижение определенного социального идеала.

Чань - буддизм

Китайское слово «чань » от санскрита дхьяна (покитайски- чаньна ). Буквально - «созерцание», «медитация». Созерцательное направление возникло еще в индийских школах буддизма, где оно и называлось дхьяной. В основном дхьяна- сложная йогическая практика. Но в Китае иной характер: не только молчаливое самоуглубление в уединении, каллиграфия и боевые искусства, обработка земли, литература, сохраняя внутреннюю тишину в самой гуще жизни. Чань - особый тип мировосприятия, где поклонение Будде сочеталось со стремлением к интуитивному постижению истины, а отсюда простор для художественного творчества.

Впервые учение об особом типе созерцания пришло из Индии еще во 2 в. - спокойное пребывание в уединенной «сидячей медитации». В Китае эта практика преобразовалась в некое новое направление на стыке даосизма и дхьяны. Единой школы никогда не существовало.

Призывает видеть действительность непосредственно, «стать Буддой в этом теле», еще в нынешней жизни. Не сводится ни к религии, ни к философии. Определенные сложные ритуалы поклонения, теоретические рассуждения о природе Будды. соблюдение обрядовых запретов - внешняя форма. В большей степени это особый тип мировосприятия. «Следует жить легко, подобно листку, плавно падающему с дерева» Листок послушен любому порыву ветра. Так и «чаньский мастер жизни» остается податливым, подвижным, готовым к изменению самого себя. Чань не мешает и не помогает жить, это естественное течение жизни. Принят способ доказательства от противного, чтобы понять, что такое тишина - истошно вопили.

Чань-буддизм делает упор на непосредственную передачу учения, огромная роль Учителя. Всегда живое учение, личностное, пластичное, меняющее форму в зависимости от Учителя и эпохи. Но истинный учитель лишь сам человек, который открывает истину «в себе и для себя».

Роль Пустоты, где мир не разделен на противоположности, един. Сломать стереотипы сознания - особые диалоги.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: