Культурная изменчивость

В современной теории культуры существует система классификации культурных изменений:

1. Линейное, поступательное, эволюционное развитие культуры.

2. Изменения духовных стилей эпохи, жанров, мод, направлений, перемещение культурных центров, т. е. изменения культуры, которыми занимаются история культуры и история искусства.

Стиль — фундаментальная и универсальная категория искусства. Содержание этой категории близко таким понятиям, как творческий метод, художественное направление, течение в искусстве, школа, манера, хотя и отлично от них. Стиль — наиболее общая категория художественного мышления. Все стили связаны с историей, характерны для определенных этапов исторического развития. Содержание стилей определяется способом видения и понимания свойств времени и пространства, в которых живет и действует человек конкретной исторической эпохи и социальной среды. Именно стиль выражает уникальную суть художественного творчества определенной эпохи. Смена духовных стилей — один из типов культурных изменений, наиболее отчетливо заметный в истории западноевропейской культуры (романский, готический, ренессансный стили, барокко, классицизм, рококо, ампир, романтизм, неоклассицизм, реализм, модернизм).


3 .Обогащение и дифференциация культуры (например, появление новых жанров в искусстве).

Жанры классифицируют произведения искусства по принципу сходства формы, содержания, способу художественного выражения, единства культурного языка. Например, жанры в изобразительном искусстве: портрет, натюрморт, пейзаж и др.

4. Культурный застой.

Культурный застой - состояние длительной неизменности и повторяемости норм, ценностей, смыслов, знаний в обществе. Приверженность общества к неизменным традициям и резкое ограничение или запрет на новшества, нововведения и культурные заимствования извне. Застой может быть связан также с консервацией общей системы ценностей, догматизацией религии или идеологии, господством канонов в искусстве. Застой может привести к длительной стагнации общества в целом. Однако застой не исключает циклических изменений в культуре, которые выражаются в движении ее «по кругу», повторении пройденных этапов развития. При этом нельзя смешивать с застоем устойчивость в культуре обычаев, норм, стилей: она может подразумевать лишь сохранение самобытности данной культуры.

5. Упадок и упрощения культуры — ослабление дифференциации культуры, либо устранение каких-либо ее элементов, норм, идеалов, что ведет к упрощению культурной жизни общества и может определяться как упадок культуры, ее деградация. Варианты упадка (упрощения) культуры:

а) ситуации, когда какой-либо этнос попадает под влияние более сильной культуры и оказывается способным выжить лишь ценой изоляции и упрощения культуры;

б) упадок высокой культуры, когда ослабевает значимость жанров, направлений и стилей в искусстве;

в) примитивизация и архаизация культуры обществ или социальных, этнических и других групп населения. Примитивизация культуры может иметь место, например, при стандартизации жизни общества (например, при тоталитарных режимах). Архаизация культуры наблюдается при распаде крупных социокультурных образований (например, государств), а также в некоторых сегментах общества (например, элементы родоплеменного строя в устройстве банд);

6. Кризис культуры — ситуация, складывающаяся в условиях, когда культура общества переживает период изменений: происходит разрыв между ослаблением или разрушением старых культурных институтов и структур и формированием новых, отвечающих меняющимся требованиям общества.

7. Циклические изменения культуры. Отличаются от эволюционных тем, что им присуща повторяемость. Под воздействием этих изменений общество движется по сходным циклам развития, повторяя себя на протяжении поколений. Циклы бывают естественными (биологического происхождения): смена времен года, поколений. В соответствии с циклическим пониманием развития, после упадка и кризиса должен снова наступить расцвет. Вариантом циклического развития является инверсия.


8. Инверсия. Или откат — «маятниковые качания» культуры от полюса к полюсу, например, перепады в обществе от полной покорности к бессмысленному бунту. Может иметь место в духовной и политической сферах. Считается, что инверсия — признак нестабильности в обществе
и отсутствия у культуры устойчивого ядра. Ядро культуры — устойчивая и непротиворечивая система ценностных ориентации в данном обществе, которая обусловливает его единство и целостность. Эта система ценностных ориентации формирует так называемую срединную культуру общества
в целом. В рамках срединной культуры, на основе ценностных ориентаций, формируется устойчивый нравственный идеал данного общества. Этот нравственный идеал является приемлемым для широких масс населения в
течение длительного периода времени. В рамках срединной культуры складывается устойчивый образ жизни в обществе. Срединная культура пронизывает собой обыденную (или повседневную) культуру данного конкретного
общества.

При этом, чем менее устойчиво ценностное ядро культуры, тем меньше стабильность общества, сильнее перепады в духовной и политической жизни, и тем больше опасность возникновения инверсии. Одним из вариантов инверсии может быть социальная революция. Инверсия может быть различной длительности (от нескольких лет до столетий).

9. Возрождение как обращение к более богатой культуре прошлого.

Обращениек более раннему и богатому культурному периоду. Наиболее ярко этот тип культурных изменений проявился в эпоху Европейского Ренессанса. Возрождение как вариант культурной изменчивости имело место также и в Восточных странах (например, в Китае VIII — XII вв., на Среднем Востоке — в X — XII вв.). Различают Ренессанс «самостоятельный» и Ренессанс «отраженный». Например, Ренессанс, начавшись в Италии («передовой» тогда стране), распространился затем на другие страны Европы. Поэтому Итальянский Ренессанс считается «самостоятельным», а Ренессанс в других европейских странах (Северное Возрождение) — «отраженным».

10. Модернизация культуры — эволюционный переход от доиндустриального общества к индустриальному, или капиталистическому. Это движение доиндустриальных обществ к экономическим, социальным, политическим системам и массовой культуре, характерным для развитых капиталистических стран. Прежде всего, модернизация связана с ростом возможностей применять современные технологии производства и расширять формы потребления. Наряду с этим, модернизация означает появление новых типов духовности: в первую очередь, в тех сферах общества, которые связаны с новыми формами производства, а также кардинальное изменение социальных институтов и образа жизни всего общества в целом.


К числу основных критериев модернизации в различных сферах общества относят:

в социальной сфере — разделение функциональных ролей, выполняемых индивидами. Разделение обязанностей в общественном производстве, в политике, в семье; разделение сфер частной и общественной жизни, а также вытеснение отношений личной зависимости между людьми и замена их отношениями личной независимости, которая основывается на эквивалентном обмене вещами;

в экономической сфере — использование наукоемких технологий, появление таких секторов хозяйства, как индустрия, торговля и сфера услуг. Углубление общественного и технического разделения труда. Развитие рынков товаров, денег и труда;

— в сфере политики — образование централизованных государств, установление демократических режимов, разделение властей. Вовлечение широких слоев населения в политический процесс (например, посредством выборов);

в духовной сфере — дифференциация культурных систем, ценностных ориентации. Секуляризация образования, распространение грамотности. Плюрализм и многообразие течений в философии, науке и религии. Развитие средств массовой информации и приобщение широких масс населения к достижениям современной культуры.

Современная теория модернизации предупреждает о социальных конфликтах, которые неизбежно возникают в процессе модернизации. Различают два вида модернизации:

органическая модернизация, которая подготовлена всем ходом предшествующего развития данного общества. Она начинается с культуры в целом, с изменения общественного сознания, а не с экономики;

неорганическая модернизация, которая представляет собой вариант «догоняющего» развития. Она предпринимается обычно в целях преодоления экономической отсталости. Совершается неорганическая модернизация путем заимствования чужих технологий, зачастую закупки оборудования и патентов, приглашения зарубежных специалистов, инвестиций, обучения своих специалистов за границей. Неорганическая модернизация, таким образом, начинается не с культурных изменений, а с экономики: модернизация производства приводит к изменениям в социальной, политической и духовной сферах.

11. Преобразование (трансформация) культуры. Трансформация культуры происходит тогда, когда в обществе идут интенсивные процессы обновления. Эти процессы приводят к возникновению нового состояния культуры. Обновление происходит либо в результате переосмысления культурного наследия или традиций, либо благодаря заимствованиям извне. Заимствуемые достижения и элементы культуры подвергаются качественному изменению, и в результате образуется целостный и органичный культурный синтез.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: