(см также Бандуру)
Мир опыта представляет собой цепь задач, которые требуют решения и ориентации с помощью гипотез. Смысл происходящего берётся из некого контекста. Можно спланировать цепь целей — иерархия поведенческих контекстов во времени. Обучение — дифференциация контекстов.
Когда работает/подтверждается гипотеза обычно чувствуем удовольствие:
1. два события во внимании — одно сделал я, второе другой;
2. когнитивное кодирование «причина->следствие»;
3. проверка на практики этой гипотезы — повторяемость следствия;
4. эмоция >> закрепление ИЛИ альтернатив.объяснение.
Повторяя/имитируя пути, которыми уже прошли другие («модели»), индивид завершает первую фазу своего личностного развития. Дальше он может где-то ответвиться от поведения модели в своём направлении и тем самым создать личный стиль деятельности. Зависимость от моделей чтобы превзойти её. Взаимодействие с другими как способ, которым И-С достигает собственного развития/роста. Дефицит моделей как тормоз развития.
|
|
воспринимая/наблюдая -> соДействуя/имитируя -> независимо/автономно
Наблюдение — чтобы я сделал на его месте / в его контексте,среде. Через идентификацию себя с ролевой моделью и через ее имитацию активируется и направляется развитие личности. После имитации/копирования посредством социальных контактов ребенок сам начинает что-то производить, то есть функционировать активным и конструктивным образом.
Вопрос не только в том, что модель делает, как и в том как она ориентируется /думает (про это НЛП) = Мысле-Действие. Мы можем конкретно описать действия (наблюдаемые) при этом не зная внутреннего намеренья деятеля. У него внутри цепь целенаправленности к завершению, а мы видим только завершения звеньев.
Разная работа: писать заявление об уходе и писать письмо любимой. Компьютер сделал всё ещё менее проявленным — есть сидящий у экрана человек, при этом может делать десятки тысяч разных дел.
В каждой фазе поведенческого процесса могут возникнуть функциональные помехи: например, некоторые люди не способны осуществлять свои планы в действии; другие не могут придать своим потребностям форму планов, а третьи вообще конструируют искаженный поведенческий мир.