Темы и задания контрольных работ

Контрольная работа №1.

Задание I. Укажите речевые ошибки, особое внимание обратите ни канцеляризмы, речевые штампы. Дайте варианты правки предложений (записывайте неотредактированный вариант, речевые ошибки и отреда­ктированный вариант в три колонки).

I. Сорок лет трудится в нашем трудовом коллективе на посту слесаря-сантехника Виктор Иванович Богомолов. 2. С думами об улуч­шении работы на предприятии пришел к директору Ермилов И.Н. 3. В Городе нет ни единой общественной прачечной, была одна, и ту прик­рыла. 4. Рабочие нашего отделения и после его отделения и обрете­ния самостоятельности работают ниже своих возможностей. 5. Когда же хлопцы И.В.Тимофеева смогут показать, на что они способны? Ведь этом году уборку ячменя завалили, а с королевы полни сняли крайне низкий урожай 6.Руководство уцепилось за нужную инициати­ву л для решения вопроса на объект прихватило классных специалистов. 7. Всем очевидна необходимость выдвижения на первый план осуществления мероприятий по повышению качества продукции. 8. Совет жильцов нашего кооператива постановил возвести детскую площадку, имеющую огромное значение в доле воспитания подрастающего поколе­ния. 9. За последние десятилетия значительно расширился объем на­ших знаний о мелководном осадконакоплении, причем в исследованиях глубина водоемов все уменьшалась. 10. Подобно всем благородным ут­кам линька у чирков протекает дважды.

Задание 2. Укажите ошибки при употреблении фразеологизмов, дайте варианты правки предложений (записывайте неотредактированный вариант, речевые ошибки и отредактированный вариант в три колонки),

I. На нашем предприятии брак - частый гость, но руководители смотрят на все с закрытыми глазами. 2. Радостные и счастливые вы­пускники спели на прощанье свою лебединую песню. 3. У этих забот­ливых родителей дети спят на каких-то прокрустовых ложах. 4. У чем­пиона Европы первый блин получился комом: он не смог найти общего языка с банановым мустангом я не взял начальную высоту. 5. Перед учеными в наше время открылся непочатый край научных поисков, 6.По­сле приезда сестры жизнь у нас начала бить другим ключом. 7. Педа­гог должен знать, в чем кроется успех его работы, и в каждом питом­це подметить только ему одному присущую изюминку.

Задание 3. Согласуйте в роде и числе определения и сказуемые с выделенными существительными, объясняя выбор грамматической фор­мы.

I. Мо... импресарио настаива... чтобы для концерта привезли нов... рояль 2. У входа девушка оставила сво... маленьк... сабо. 3. Бледно-зелеными деревцами тянется над грядами заморск... кольраби - особый вид капусты. 4. Не каждый день вам приходится сидеть в обществе молоденьк... и по-своему миловидн... шимпанзе. Укус эт... маленьк.. цеце очень опасен.

Задание 4. Запишите цифры словами, употребляя числительные в нужной падежной форме (отредактируйте предложения, в которых коли­чественно-именные сочетания построены неправильно).

I. До начала экзаменов осталось всего 1,5 учебного месяца. 2. Наша библиотека располагает 3485 книг. 3. Все 17 1/2 - километ­ровое расстояние мы прошли за 4,5 часов. 4. По сравнению с 2146 трудными в орфографическом отношении словами, включенными в этот словарик, остальные представляются легкими. 5. Брошюра издана 21-тысячным тиражом. 6. Летаргический сон продолжался 34 суток.

Задание 5. В приведенных предложениях найдите и исправьте морфолого-стилистические ошибки (делайте запись в три колонки).

I. Журналиста пишут о неоплатном долгу каждого перед матерью 2. На форуме выступила лауреатка второй премии Мицуко Ухида. 3. На­бив меток отборной шишкой, Потапов сбросил его с вершины могучей кедры. 4.Этот призыв и в настоящее время действителен. 5. Фонды материального поощрения позволяют гибче подходить к специалистам. 6. Бытовые условия в поселке оказалась более предпочтительнее, чем в леспромхозе. 7. Тогда разрешали совместительство, лишь бы сумма не превышала триста рублей. 8, Палка о двух концах, и его били палачи обеими. 9. К 15 декабрю эта работа будет выполнена. 10. Готовится диспут на тему: "Свободное время подростка и как его убить". 11. Выросло целое поколение, для которых война - ис­тория. 12. Следует не забывать, что моль угнездяется моментально, 13. В случае раздражения носоглотки ее поласкают 2%-м раствором соды. 14. Лесную тишину временами нарушали сорвавшиеся с высоких сосен комья снега. 15. Б эти годы писатель сообщил, что уже начал писаться второй дневник. 1В. К встрече большой воды готовятся от­качивающие средства и другие механизмы.

Задание 6. Спишите приведенные ниже предложения» исправьте ошибки а объясните характер каждого стилистического недочета.

I. Остро стоят проблемы недостаточного обеспечения граждан овощами, плодами, ягодами и фруктами, развития цветоводства, бла­гоприятного проведения времени, сохранения и укрепления здоровья семьи к особенно детей, 2. Заняв первое место в побочном турнире, юный шахматист был приглашен в главный турнир. 3, Отличительный признак припева составляет повторность неизменной группы слов. 4. Перед нами новая интересная игрушка завода для детей из пластмассы. 5, Ценность графита видна из того, что несмотря на то, что графитом среди ученых недостаточно занимаются, он пробивает себе дуть в производстве сам. 6. Рыболов остался доволен уловом: нес­колько ершей, щука - и всего за один какой-нибудь час, а парень сомневался, что будет ли хороший улов. 7. Список правонарушений, совершающихся этой категорией лиц, пополнился за один день еще двадцати тремя случаями. 8. Ряд участников встречи объявил, что остается при своих интересах и не позволит втянуть себя ни в ка­кой координационный совет, обсуждение, вопроса чем предполагала повестка.

Задание 7. Укажите речевые ошибки и стилистические недочеты в заметке из газеты. Отредактируйте текст (делайте запись в три колонки).

Новый ресторан гостеприимно приглашает гостей.

В самом молодом ресторане нашего города "Хлебосол" в новом фешенебельном отела "Россиянин" открыто три зада. Каждый сплани­рован по-своему, но объединяет их модная отделка и оформление: мягкого бело-молочного цвета стены, кованные из черненого металла узорные решетки, художественные гобелены и паяно, выполненные по специализированному заказу. Гигантские ковры, каждый "тиражом" в один экземпляр, воспроизводят картины Древней Руси, все аксессу­ары внутреннего интерьера выполнены бездефектно, на высоком худо­жественном уровне.

Имеет свой колорит и четвертый, банкетный зал, подготовленный для семейных праздников и торжеств, банкетов и товарищеских встреч. Стены зала облицованы розовым туфом, добытым в Армении. Оригиналь­ный светильник выполнен в виде плывущей ладью, на которой зафикси­рованы цепи свечей, сделанных из цветного фарфора. Ни одна ни по­хожа на другую, каждая уникальна, единственна в своем роде.

Новый ресторан гостеприимно приглашает гостей отведать рос­сийских фирменных блюд и отдохнуть в уютной и радушной обстановке.

Контрольная работа №2

(Выполняется одна из предложенных тем)

  1. Приметы разговорного стиля в "Плотницких рассказах" В. Белова.
  2. Художественная роль разговорной и просторечной лексики в повести В. Распутина "Пожар".
  3. Разговорная и просторечная лексика в повести В. Астафьева "Печальный детектив".
  4. Разговорный синтаксис в рассказах Шукшина (на выбор).
  5. Морфолого-словообразовательные особенности разговорного стиля (на материале повести Б. Васильева "Не стреляйте в белых лебедей").
  6. Роль диалога в научно-популярной литературе (произведение на выбор).
  7. Элементы разговорного синтаксиса в газетном очерке.
  8. Элементы разговорного синтаксиса в фельетоне.
  9. Синтаксис научной статьи (статья на выбор).
  10. Синтаксис при книжной аннотации.
  11. Особенности синтаксиса реферата.
  12. Использование терминологической лексики в научной литературе (произведение на выбор)
  13. Приемы введения терминов в научно-популярной литературе (произведение на выбор).
  14. Словообразовательные модели книжной лексики в научной литературе (произведение на выбор).
  15. Особенности употребления форм грамматического рода в научной литературе (произведение на выбор).
  16. Модально-оценочные речевые клише в научно-гуманитарной литературе (произведение на выбор).
  17. Приемы введения терминов в учебной литературе.
  18. Языковое своеобразие словарной статьи в справочном издании.
  19. Языковые средства оценочности в научном тексте.
  20. Понятие индивидуальности стиля применительно к научному тексту.
  21. Официальная и научная лексика в романе Д. Гранина "Зубр".
  22. Языковые средства занимательности в научно-популярной литературе (произведение на выбор).
  23. Роль сравнений и метафор в научной литературе.
  24. Специфика заглавий научных произведений.
  25. Функции абзаца в деловом документе.
  26. Лексико-грамматические особенности деловых бумаг.
  27. Стилистически окрашенная лексика в дипломатических документах.
  28. Роль архаических элементов языка в юридических документах.
  29. Употребление отыменных предлогов в официально-деловой литературе.
  30. Номенклатурные наименования в разных жанрах официально-деловой литературы.
  31. Употребление отглагольных существительных в юридических документах.
  32. Употребление выразительных средств языка в дипломатических документах.
  33. Роль аббревиатур и сложносокращенных слов в официально-деловой литературе (произведение на выбор).
  34. Речевой стандарт в деловых документах.
  35. Стилистические особенности разных видов интервью.
  36. Стилистические особенности газетной корреспонденции.
  37. Стилистические особенности производственного очерка.
  38. Стилистические особенности проблемного очерка.
  39. Стилистическая роль тропов в очерке.
  40. Специфика языка репортажа.
  41. Приемы использования многозначности слова в фельетоне.
  42. Стилистические фигуры в памфлете.
  43. Языково-стилистические особенности заголовков в газете.
  44. Роль пословиц, поговорок, цитат в газетном заголовке.
  45. Роль прямой и несобственно-прямой речи в публицистике.
  46. Языковые средства реализации воздействующей функции речи в публицистике.
  47. Стандарт и экспрессия в газете.
  48. Оценочная лексика в публицистике.
  49. Метафорически используемая терминология в публицистических текстах.
  50. Трансформация фразеологизмов в газетном тексте.
  51. Стилистическая роль перифраз в газете.
  52. Языковые средства создания юмора и сатиры в фельетоне.
  53. Метафорические свойства слова и художественная образность.
  54. Языковые средства создания подтекста в художественной литературе (произведение на выбор).
  55. Речевая стандартизация, и ее роль в художественном тексте.
  56. Эмоционально-экспрессивные качества языковых единиц в художественном тексте (произведение на выбор).
  57. Процесс детерминологизации в публицистическом тексте.
  58. Приемы поэтизации в романе Ч. Айтматова "Белый пароход".
  59. Понятие речевого стандарта и штампа.
  60. Языково-стилистическое своеобразие рекламных текстов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: