Задания. Найти в записи следующих предложений все возможные случаи неоднозначного прочтения и определить, как это сказывается на их актуальном членении: Роняет лес

Найти в записи следующих предложений все возможные случаи неоднозначного прочтения и определить, как это сказывается на их актуальном членении: Роняет лес багряный свой убор (Пуш­кин). И вот семья из Сан-Франциско решила отправиться на Кипр (Бунин). Отзвенел давно звеневший сад (Есенин).

Определите, в роли какого члена предложения выступает слово один в приведенных ниже предложениях. Какие формальные признаки помогли вам установить его грамматическую сущность?

У меня есть один номер этого журнала. Все эти дома построены на один манер. Вопросы размещения и питания может решить один ди­ректор. Гости ушли, и Петя остался один. Тут тебя один человек спрашивал.

Нижеследующие словосочетания преобразуйте в предложе­ния с сохранением лексического тождества. Опишите произошед­шие изменения.

Его приезд, хорошая погода, решение вопроса.

4.Определите коммуникативную установку и предикатив­ность следующих предложений. Какими средствами это выражено?

Русск. Сидел бы ты дома. Земля вращается вокруг солнца. Ты не мог бы пойти к нему вместо меня? Муж и работай и учись, а ты будешь дома сидеть? Возможно, ты прав. Скорее бы он приехал! Вон отсюда!

Англ. I really want to talk to you. The sun rises in the east. You must do it immediately! Surely, he will come! You should see the play, it’s marvelous!

Нем. Was soll es bedeuten? Ich wolte ea ware Fruhling! Jeder Stoff besteht us Atomen.

5.Сопоставьте логическую и грамматическую структуры предложений. В каких предложениях эти структуры совпадают, а в каких нет?

Поздравить юбиляра пришли все друзья. Друзья познаются в беде. Дождь заставил их забраться в шалаш. Новый драматиче­ский театр строят уже второй год. Дом этот построен совсем недавно.

6. На примере приведенного ниже текста продемонстрируйте основные виды внутритектсовой связи (вводные слова, прономинализация, лексические повторы, семантические связи и т. п.).

Егор Скумбриевич расположился рядом с членом лиги дураков и живо разделся. Голый Скумбриевич был разительно непохож на Скумбриевича одетого. Суховатая голова англичанина сидела на белом дамском теле с отлогими плечами и очень широким та­зом. Егор подошел к воде, попробовал ее ногой и взвизгнул. Потом опустил в воду вторую ногу и снова взвизгнул. Затем он сделал не­сколько шагов вперед, заткнул большими пальцами уши, указа­тельными закрыл глаза, средними прищемил ноздри, испустил ду­шераздирающий крик и окунулся четыре раза подряд. Только после всего этого он поплыл вперед наразмашку, отворачивая голову при каждом взмахе руки. И мелкая волна приняла на себя Егора Скум­бриевича - примерного геркулесовца и выдающегося общественно­го работника. Через пять минут, когда уставший общественник перевернулся на спину и его круглое глобусное брюхо закачалось на
поверхности моря, с обрыва над пляжем послышался чей-то голос.

(И. Ильф, Е. Петров «Золотой теленок»)

Основная литература

Глинских Г.В., Петрова О.В. Введение в языкознание. Нижний Новгород. 1999.: с.197-211.

Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Ком Книга, 2007 Гл. 5 - 8.

Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М., 1998. Гл. 4, § 1 – 4.

Дополнительная литература

1.Вендина Т.Н.Введение в языкознание. М., 2002. Гл. 8.

2.Реформатский А.А. Введение в языкознание. М., 1996. Гл. 4. § 44 - 56, гл. 7. § 86.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: