1. Определите, какие функции языка реализуются в следующих высказываниях:
«Я изучил науку расставанья в простоволосых жалобах ночных» (О. Мандельштам).
«Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов» (из учебника геометрии).
«Здравствуйте, меня зовут Владимир Петрович!» (учитель, входя в класс).
«Учет» (табличка на двери магазина).
2. Прокомментируйте следующий диалог двух персонажей романа М. Твена «Приключения Гекльберри Финна». Какие языковые функции «не срабатывают»?
... А вот если подойдёт к тебе человек и спросит: «Шарле ву франсе?» - ты что подумаешь?
Ничего не подумаю, возьму да и тресну по башке.
3. Существует неписаное правило, которого придерживаются студенты при подготовке к экзаменам: «Не понимаешь сам - объясни товарищу». Как можно объяснить действие этого правила применительно к вопросу о языковых функциях?
4. Прокомментируйте следующие диалоги с точки зрения структуры речевого акта. Что способствует правильной интерпретации данных вопросов и ответов?
«У вас спички есть?» - «Не курю». «Вы уже ложитесь?» - «Читайте, Вы мне не мешаете». «Где Петров?» - «Сейчас будет».
5. Ниже приводятся, казалось бы, совершенно однотипные высказывания. Однако коммуникативные задачи этих фраз заметно различаются. Попытайтесь восстановить более широкий контекст и спрогнозировать ответную реакцию слушающего:
У тебя часы есть? У тебя карандаш есть? У тебя брат есть? У тебя совесть есть?
6. В лингвистике известен феномен так называемых окказиональных слов (индивидуально-авторских неологизмов). Причём они создаются не только писателями, но и обычными людьми в обычных бытовых ситуациях. К сфере языка или речи относятся такие слова, и какое свойство языка/речи они демонстрируют? Приведите соответствующие примеры.
7. Метафора может быть как явлением языка, так и явлением речи. Метафоры языка: нос (корабля), ручка (кресла), лист (бумаги) и т. п. Приведите примеры метафор речи (из газет, художественной литературы, разговорной речи).
Основная литература
Глинских Г.В., Петрова О.В. Введение в языкознание. Нижний Новгород. 1999.: с.15-24.
Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Ком Книга, 2007 Гл. 1, 17
Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М., 1998. Гл. 1. § 1.
Практическое занятие13.
Формы существования языка. Социальная и территориальная дифференциация языка
Национальный язык и его составляющие.
Основные признаки литературного языка.
Основные признаки обиходно-разговорного языка.
Территориальная дифференциация языка, основные признаки диалекта.
5. Социальная дифференциация языка (сословно-классовые, половозрастные варианты, жаргоны арго).
Задания: