Нормативный, коммуникативный и этический аспекты КР

В 20 – е годы ХХ века в СССР появилась новая научная дисциплина – культура речи (дело в том, что после 1917 много рабочих и крестьян включились в общественную жизнь, но они плохо владели литератур.языком, и КР как раз была создана для решения этой проблемы)

КР – такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определен.ситуации общения при соблюдении современ.языковых норм и этики общения позволят обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникатив.задач. (определение по учебнику)

КР – умение правильно говорить и писать, употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения (Морозовское определение)

КР содержит 3 компонента:

Нормативный аспект (текст строится в соответствии с нормами языка)

Но: да, текст может быть выстроен в соответствии со всеми нормами, но в то же время может иметь невысокую коммуникативную эффективность

Из огромного арсенала языковых средств говорящий каждый раз должен выбирать такие, которые с максимальной эффективностью выполняют поставленные коммуникативные задачи (это и есть коммуникативный аспект)

Этический аспект (от «этика» - наука о нормах и правилах поведения) требует использования особых речевых формул при установлении контакта с незнакомцем, выражении согласия – несогласия и т.д. (пример: обращение на «вы», запрет на сквернословие)

Н, К и Э аспекты составляют основу КР, обусловливая связь КР с психологией, социологией, этикой и эстетикой.

Вопрос № 4 Понятие нормы: норма и вариант нормы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: