Выявление и исследование интересов и целей участников конфликта

Какие бы конкретные причины ни лежали в основе поведения участников кон-

фликта, и в первую очередь, противоборствующих сторон, в конечном счете, они обу-

словливают выбор позиции в конкретной ситуации. А за определенной позицией участни-

ка противоборства скрываются его потребности и интересы. Эти потребности и интере-

сы в случае конфликта оказываются несовместимыми или противоположными.

Основным побудительным моментом, управляющим поведением человека, являет-

ся мотив. Обычно потребности и интересы служат мотивами конкретных поступков.

Потребность или нужда в чем-то, согласно классификации А. Маслоу, подразде-

ляются так:

• физиологические потребности;

• потребности в защите или безопасности;

• потребности в любви или причастности;

• потребности в признании, то есть в результатах и социальной идентификации;

• потребности в самовыражении.

Существующие многообразные и даже противоречивые потребности человека

складываются в определенную иерархию в зависимости от следующих факторов:

- значимости определенной потребности для субъекта;

- достижимости ее в конкретной ситуации и на перспективу;

- количества и качества препятствий на пути ее удовлетворения.

Многие потребности не осознаются субъектом как побудительная сила. Интерес

представляет собой осознанную потребность, удовлетворению которой мешают конкрет-

ные препятствия.

Субъективные интересы также слагаются в определенную иерархическую систему,

в которой выделяются доминирующие (актуальные) и вспомогательные (потенциальные).

При анализе потребностей и интересов участников конфликта стоит учитывать тот

факт, что система потребностей и интересов каждого человека слагается из следующей

совокупности:

1. Общие потребности и интересы, присущие всем людям; для их анализа можно вос-

пользоваться приведенной выше классификацией А. Маслоу.

2. Особенные потребности и интересы, присущие __________конкретному человеку, как члену

определенных социальных общностей – религиозных, партийных этнических, корпора-

тивных, культурных, демографических и других (например, юной девушке, мусульманину,

жителю Севера, коммунисту, больному сахарным диабетом и так далее).

3. Специфические потребности и интересы, характерные для конкретного человека,

которые раскрывают его индивидуальность и неповторимость (например, потребность в

инсулине, интерес к культуре Полинезии, обусловленная привычкой потребность в кубин-

ских сигарах и др.).

Сложность в выявлении потребностей и интересов участников конфликта заклю-

чается в том, что они могут быть как реальными и обоснованными, так и основываться на

неадекватном понимании сложившейся ситуации. В этой связи известный российский

конфликтолог А. Зайцев выделяет шесть групп интересов:

1. Действительный интерес, фактически обоснованный и объективно отражающий

положение субъекта в конфликтной ситуации и ее возможном завершении.

2. Ценностно-ориентированный интерес, связанный с пониманием, как должно быть,

и разногласиями по поводу возможных решений.

3. Интересы, связанные с ограниченностью ресурсов.

4. Завышенные интересы, связанные с переоценкой имеющихся сил и неадекватно-

стью предъявляемых другим претензий.

5. Гипотетический, надуманный интерес, основанный на искаженном понимании сво-

его положения в социальном конфликте.

6. Транслируемый интерес, который не является реальным интересом субъекта, пред-

ставляющего чужой интерес. Субъект в данном случае является объектом манипулирования.

Помимо потребностей и интересов влияние на конфликт оказывают убеждения и

ценностные ориентации участников противоборства. Нравственные, социально-полити-

ческие, экономические, правовые, религиозные, эстетические и прочие убеждения и цен-

ности обычно представляют потенциальную, «свернутую» программу возможного пове-

дения. Убеждения и ценности становятся мотивом в случае, если субъекта «загоняют в

угол» прямым вопросом, затрагивающим эту деликатную сферу. Субъекту ничего не оста-

ется, как на практике демонстрировать свои убеждения и ценности, порой за счет отказа

от реализации насущных потребностей и интересов.

На развитие конфликта и ролевое распределение также оказывают большое влия-

ние цели участников. В идеале цель должна быть:

• реальной;

• мотивированной;

• логически построенной.

Каждый субъект имеет:

стратегические, или долгосрочные, цели;

тактические, или краткосрочные цели.

Эти цели исходят не только из сложившейся конфликтной ситуации, но выходят

далеко за ее пределы. При этом тактические цели участника конфликта зачастую противо-

речат его долгосрочным целям. Однако краткосрочные цели более способствуют мобили-

зации усилий субъектов, поскольку ожидаемый результат выглядит вполне осязаемым и

довольно легко достижимым.

Особенность конфликтной ситуации отражается на существовании у участников

декларируемых и «теневых» целе й, между которыми имеется определенное расхождение.

Во время конфликта под влиянием обстоятельств могут актуализироваться одни и уходить

на «второй» план другие.

Однако интересы и цели не являются абсолютными и неизменными выражениями

намерений субъектов безотносительно к ситуации.

Взаимодействие, даже конфликтное, всегда предполагает определенное представ-

ление о допустимых и возможных интересах и целях других участников взаимодействия.

Даже отчаянное желание с помощью конфликта реализовать свои планы не будет вопло-

щено в жизнь, если потенциальный противник воспринимается как очень сильный и спо-

собный не только постоять за себя, но и выиграть противостояние.

Таким образом, для возникновения конфликта недостаточно наличия ситуации,

при которой интересы и цели сторон противоречат друг другу. Необходимым условием

возникновения конфликта является наличие готовности к конфликтному способу решения

сложившейся ситуации – установки.

Установки участников взаимодействия оказывают сильное влияние на развитие си-

туации и содержание взаимодействия. Поэтому следует иметь в виду следующие характе-

ристики установок:

1. Компоненты

установок:

- эмоционально-образные;

- логико-нормативные;

- принципиально-волевые.

2. Характеристики установок

по его генезису:

- фанатичные (без учета ситуации);

- ситуационные (конформные);

- рефлексивные (сбалансированные).

3. Характеристики установок

с точки зрения морали: -безнравственные;

- нравственные;

- морально-нейтральные.

4. Характеристики установок

с точки зрения права:

- правовые;

- противоправные;

- юридически-нейтральные.

Ролевое поведение участников конфликта достаточно определенно и детермини-

ровано следующими факторами:

• собственными потребностями и интересами;

• целями и задачами, стоящими перед ними;

• своими социальными функциями и ролью в конфликте;

• конкретной ситуацией;

• личностными особенностями;

У – установки

участников

• планами соперников, понуждающих к определенным действиям;

• опытом предыдущих конфликтов.

Конфликт приводит к стремлению захватить, отвоевать некую «зону», соответст-

вующую своему самоопределению, ущемить, ограничив интересы другой стороны, или

изменить соотношение сил и позицию противника.

Позиция – это способ выражения своего интереса и способ поведения в конкретной

ситуации. Очень часто конфликт происходит не столько из-за несовместимых интересов,

сколько из-за неприемлемого для противоположной стороны способа выражения своих

интересов.

Бывают ситуации, при которой один или несколько субъектов имитируют актив-

ность и агрессивность во взаимоотношениях, при этом субъекты как бы входят в роль не-

примиримой стороны, когда конфликта еще нет, либо он уже угас. Чаще всего подобное

состояние обусловлено личностными амбициями, эмоциональными или характерологиче-

скими особенностями субъекта, какими-либо интересами. Следует отметить, что подобное

поведение не безвредно, поскольку само по себе является конфликтогенным.

Наиболее типичные программы поведения в конфликте:

1. Достижение цели за счет другой стороны и, тем самым, доведение конфликта до

более высокой стадии.

2. Подчинение другой стороне, (некоторое снижение уровня напряженности), но со-

хранение самого конфликта, переведение его в латентную стадию.

3. Мирное завершение конфликта, по возможности, оставление опасной зоны агрес-

сивных взаимодействий.

4. Активное сотрудничество по выработке решения, удовлетворяющего обе стороны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: