Мода эпохи Средневековья как социокультурный феномен

Принцип сословного деления средневекового общества, имевший религиозное обоснование, а потому – незыблемый, проявлялся не только в политике, праве, морали своего времени, но и в такой области, как мода.

В эпоху Средневековья костюм обладал большой социальной значимостью, так как указывал на общественный статус человека. Свою исключительность с помощью одежды стремились подчеркнуть все без исключения сословия и социальные группы Европейского общества: монашеские ордены, представители различных корпоративных объединений, светская аристократия. Носить не ту одежду, которая подобала человеку по его положению, означала грех гордыни или падения, а сам костюм (его крой, цвет, используемый материал, украшения) регламентировался как светскими, так и духовными властями. Помимо этого, костюм эпохи Средневековья был наиболее наглядным способом демонстрации богатства, его роскошь определялась количеством и качеством используемой ткани, фасоном, а также различными аксессуарами. С появлением в эпоху зрелого Средневековья новой состоятельной общественной прослойки — городских жителей система, связанная с единством социального статуса и имущественного ценза предшествующего периода, постепенно разрушается. Городские буржуа стремились затмить броской нарядностью одежду знати. Однако деньги еще не являлись главным фактором, определяющим место человека в обществе, и поэтому власти охранительными мерами, например законами против роскоши конца XIII века, стремились сохранить существующий порядок, основанный на сословно-иерархическом принципе.

Эволюцию костюма можно проследить от примитивной одежды кочевников-варваров начала эпохи до утонченной моды королевских и герцогских дворов Европы и не лишенной практичности и красоты одежды городских жителей позднего Средневековья.

С появлением “варварских” племен на исторической арене одежда стала не только более функциональной, но и впервые в истории человечества начала отчетливо делиться на мужскую и женскую. Кочевой образ жизни, суровый климат и практическая потребность в одежде наездника – вот те важнейшие элементы, которые повлияли на формирование одежды этого времени вне зависимости от этнической принадлежности. В результате основой европейского костюма V – VI веков стали штаны варваров и короткая античная туника. Костюм этого времени дополнялся разнообразными ювелирными украшениями: как драгоценными пряжками и застежками, так и аксессуарами из бронзы.

Установление феодальных отношений сопровождалось созданием сложной иерархической, социально-классовой структуры общества. В этот период возникает необходимость акцентировать в одежде систему классовых различий. С этой целью одежду украшают широкой каймой, вышивкой, золотыми пластинами и драгоценными камнями. Из византийской моды в женский костюм раннего Средневековья пришла традиция “многослойных” одеяний, отмеченная архаическими чертами. В мужской моде произошли более революционные изменения. Верхняя часть одежды укорачивается до колен, неприлегающие штаны заправляются в ботинки без застежек, хотя, в качестве верхней одежды по-прежнему носят плащи – своеобразные отголоски античной хламиды.

С течением времени платье, напоминающее бесформенностью монашеское облачение, постепенно сменяется одеждой, плотно прилегающей к фигуре и оттого более грациозной. Во Франции уже к концу XII века существуют многочисленные образцы прекрасно сшитого по всем законам портновского искусства платья.

Развитие ремесленного производства и появление новых центров ткачества способствует расширению ассортимента выпускаемых тканей, повышению их качества, что косвенно увеличивало спрос на профессиональные портновские услуги в наиболее развитых странах Западной Европы – Франции и Италии XIII века. Не случайно эти государства стали колыбелью рыцарской культуры, которая выработала новые эстетические идеалы, отразившиеся в том числе и в моде. Мужским идеалом позднего Средневековья (XIII – XIV века) был уже не бесстрашный боец, одетый в грубые штаны и шкуры, а изнеженный и утонченный молодой человек с длинными завитыми волосами, знакомый с правилами гигиены и разнообразными косметическими средствами, пользующийся нижним бельем из льна и одетый по придворной моде. В это время особое значение приобретают не только крой, но и цветовые комбинации, имеющие символическое значение: распространившийся культ Прекрасной Дамы побуждал рыцаря не только участвовать в турнирах, но и в честь избранницы носить ее любимый цвет.

На излете Средневековья мода достигает пика эксцентричности. Телу при помощи кроя одежды сообщается S-образный изгиб, наблюдается гипертрофия в использовании цвета и его комбинаций. В воспоминаниях того времени упоминается о даме в фиолетовом шелковом платье, которая приехала на коне, покрытом синим щелком, со свитой из трех мужчин, одетых в костюмы ярко-красного цвета с зелеными капюшонами. Броские одежды той эпохи шились из парчи, сукна, бархата, шелка, дополнялись вышивкой и мехами. Их чрезмерная усложненность и подчеркнутая нефункциональность, манерная грация и откровенная сексуальность в сочетании с не менее откровенной показной роскошью вызывали повсеместный протест у блюстителей нравов. Проповедники всей Европы обличали такую одежду как грешную, мерзкую и непристойную. Тем не менее явно выраженный светский элемент позднесредневековой моды, откровенное любование утонченной красотой человеческого тела, выявление в костюме привлекательности анатомического строения женской и мужской фигур послужили, как и многие другие явления культуры этого времени, формированию гуманистических идеалов эпохи Возрождения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: