Сущность, виды и функции переговоров

Стороны приходят к пониманию необходимости переговоров тогда, когда конфронтация не дает результатов или становится невыгодной.

Выделяют два вида переговоров:

- ведущиеся в рамках конфликтных отношений;

- и ведущиеся в условиях сотрудничества.

Переговоры по разрешению конфликта

В зависимости от того, какие цели преследуют участники переговоров, выделяются различные функции переговоров (А.Г. Здравомыслов, 1994 г.):

- информационная (стороны заинтересованы в обмене взглядами, но не готовы по каким-либо причинам на совместные действия);

- коммуникативная (налаживание новых связей, отношений);

- регуляция и координация действий;

- контроля (например, по поводу выполнения соглашений);

- отвлечения внимания (одна из сторон стремится выиграть время для перегруппировки и наращивания сил);

- пропаганды (позволяет одной из сторон показать себя в выгодном свете в глазах общественности);

- проволочек (одна из сторон идет на переговоры, чтобы вселить надежду у оппонента на решение проблемы, успокоить ее).

Переговоры по разрешению конфликта
(Динамика переговорного процесса)

Переговоры как сложный процесс, неоднородный по задачам, состоят из нескольких этапов:

- подготовка к переговорам;

- ведение переговоров;

- анализ результатов переговоров

Переговоры по разрешению конфликта
(Динамика переговорного процесса)

Подготовка к переговорам

Переговоры начинаются задолго до того, как стороны сядут за стол. Фактически они начинаются с того момента, когда одна из сторон (или посредник) выступит инициатором проведения переговоров и участники займутся их подготовкой. От того, как будет проведена подготовка, во многом зависит будущее переговоров и принятых на них решениях.

Подготовка к переговорам ведется по двум направлениям:

- организационное;

- содержательное.

К организационным моментам подготовки относят:

- формирование делегации;

- определение места и времени встречи;

- определение повестки дня каждого заседания;

- согласование с заинтересованными организациями касающихся их вопросов.

Переговоры по разрешению конфликта
(формирование команды)

Формирование делегации, важный этап по подготовке к переговорам. При этом необходимо четко разграничить полномочия каждого члена делегации. Как правило, в состав делегации входят:

Лидер человек, осуществляющий связи с другими командами, организующий свою команду. Он отстаивает интересы команды; не проводит свои решения, а все эти решения проходят через команду. Лидер предлагает правила, направляет и организует.

Советник следит, чтобы все правила, выработанные группой, выполнялись. Он должен видеть любое отклонение от правил.

Наблюдатель следит за процессом, что происходит со скрытыми мотивами (почему человек молчит?) и т.д.

Гармонизатор следит за психическим состоянием команды.

Протоколист тот, кто ведет записи.

Фасилиатор следит, чтобы была обеспечена повестка дня, обеспечивает печатными документами и т.д. дает резюме, проговаривает выводы.

Переговоры по разрешению конфликта
(Динамика переговорного процесса)

Содержательная сторона подготовки к переговорам включает:

- анализ проблемы и интересы участников, в чем состоит предмет переговоров;

- определение целей команды;

- выбор и подготовку основной и альтернативных стратегий;

- подготовку плана ведения переговоров;

- формирование общих подходов к переговорам и собственной позиции на них;

- определение возможных вариантов решения.

Переговоры по разрешению конфликта
(стратегии переговорного процесса)

Стратегии это поведение на переговорах, способ достижения целей. В самом общем смысле можно выделить:

- стратегию соперничества;

- стратегию приспособления;

- стратегия компромисса.

В чистом виде в реальной жизни вряд ли можно встретить каждую из этих стратегий, чаще они сосуществуют рядом и сменяют друг друга.

Переговоры по разрешению конфликта
(стратегии переговорного процесса)

Можно выделить четыре основных стиля ведения переговоров в конфликтной ситуации:

Первый. Жесткий стиль.

Соответствует стратегии соперничества. Ведя переговоры в этом стиле, вы непоколебимо настаиваете на своих требованиях, не идете на уступки, добиваетесь победы, оказывая давление на оппонента и не проявляя никакой заботы об удовлетворении его интересов. Результат, на который вы рассчитываете, выражается формулой выигрыш - проигрыш

Вести переговоры в жестком стиле стоит лишь в том случае, когда:

- вы не заинтересованы в налаживании хороших отношений с оппонентом;

- уверены, что в балансе сил вы имеете явный перевес над оппонентом;

- если вы находитесь в экстремальной ситуации и чувствуете, что вам уже нечего терять и что у вас нет иного выбора;

Переговоры по разрешению конфликта
(стратегии переговорного процесса)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: