Идеи о душе, высказанные в античный период, послужили «фундаментом» для развития психологии, и не теряют своей актуальности до до настоящего времени

Развитие психологических представлений в средние века.

В средние века психология продолжает развиваться в пределах философии. Господствующее положение в средние века занимает христианская религия, назначение философии виделось в её служении богословию. В средневековой философии выделяют два основных этапа: патристику (со II-III по VIII век) и схоластику (c IX по XV век).

Наиболее ярким представителем патристики является Августин Аврелий (354 – 430 г.г.). Августин, как и другие религиозные мыслители, утверждал идею бессмертия души. Человеческая душа представляется, как идеальная духовная сущность, частица духовной сущности Бога. На основе такой установки Августин развивает концепцию психофизического параллелизма. Человек представляет собой слияние двух субстанций: тело и душа находятся в единстве, но не смешиваются друг с другом. Тело изменяется и в пространстве и во времени, душа – только во времени. Августин следующим образом обосновывает свою концепцию: то что не пространственно, не может смешиваться с пространственным. Кроме того субстанция души более высокого достоинства, чем субстанция тела, а низшее не может смешиваться с высшим. Тело управляется душой. Сама же душа есть жизнь, ибо она животворит тело, это во- первых, а во -вторых, она есть разум, ибо способна к познанию. Наиболее общим определением души, по Августину, будет следующее: субстанция, причастная разуму и приспособленная к управлению телом. Душа подобна наезднику правящему своей лошадью, а человек вместе с его телом - наезднику вместе с лошадью. Августину принадлежит детальная разработка познавательной способности души, в которых он существенное значение придаёт действию воли. Воля и любовь, считает Августин, ценнее разума. В соотношении веры и разума Августин отдаёт первенство вере, провозглашая «Верую, чтобы понимать!». Но он считает, что вера не противоразумна, а сверх разумна.

Идея Августина о том, что человек состоит из двух субстанций, возродится в Новое время, в психологических взглядах Р.Декарта.

Наиболее ярким представителем схоластики является Фома Аквинский (1224/25 – 1274 г.г.). В своей деятельности Фома Аквинскикий опирался на труды Аристотеля. Философ возвеличивает человека, утверждая, что ради него создан мир, он стремиться представить гармонию отношений: Бог – человек – природа; разум – воля; вера – знание; душа – тело.

Вывод:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: