Становление психологии в Новое время

Очередной поворотный пункт в развитии психологии происходит в Новое время и связан с творчеством таких мыслителей, как Р.Декарт, Б.Спиноза, Дж.Локк, Д.Юм, А.Гартли и др.

Французский мыслитель Рене Декарт (1596 – 1654 г.г.) первый ввёл в науку понятие рефлекса, ставшим фундаментальным для физиологии и психологии. При выработке своей концепции рефлекса Декарт основывался на тех представлениях, которые были распространены в его временя. Декарту эта система представлялась в форме трубок, по которым проносятся лёгкие воздухообразные частицы. Он называл их «животными духами». Декарт считал, что внешний импульс приводит эти духи в движение, занося их в мозг, откуда они автоматически отражаются в мышцах. Термин «рефлекс» в переводе с латинского означает «отражение». Рефлекс, по Декарту, - это мышечная реакция. При этом поведение объяснялось, как чисто телесное действие

(физиологическая механика), без обращения к душе, как движущей телом силе.

Развивая идею рефлекторной основы поведения в своей работе «Страсти души», Декарт приходит к выводу, что не только мышечные реакции, как рефлексы, но и различные психические состояния (восприятие, запечатление идей, удержание идей в памяти, внутреннее стремление) возникают автоматически, производятся телом, а не душой. Признавая, что тело и душа – это две независимые субстанции, он столкнулся с необходимостью объяснить, как они взаимодействуют? Решение, которое предложил Декарт, было названо психофизическим взаимодействием. Тело влияет на душу, пробуждая в ней страдательные состояния в виде эмоций (например страх). Душа, обладая мышлением и волей, воздействует на тело. Декарт предположил, что возможность такого взаимодействия души и тела связана с тем, что душа располагается в шишковидной железе головного мозга. Однако научного решения этой проблемы Декарту найти не удалось, и он вслед за Августином объявляет Божественным чудом слаженность в деятельности души и тела.

Душа, согласно учения Декарта – бессмертная, самостоятельная, независимая от тела субстанция. Большую роль в обосновании самостоятельности души имеет учение Декарта о врождённых идеях, которыми человеческая душа наделена до всякого опыта и независимо от него. Декарт стремится доказать, что основной функцией души является мышление, делая свой знаменитый вывод: Я мыслю, следовательно существую». Принципом работы души (мышления) является рефлексия (обращение назад), т.е. мысль обращённая на себя.

Главную задачу науки, Декарт видит в том, чтобы подвергнуть анализу состояние и содержание сознания. Таким образом, Рене Декарт положил начало новому предмету психологии – сознанию. В его рассуждениях содержится и метод изучения сознания – взгляд на сознание изнутри (что впоследствии стало именоваться интроспекцией).

Большую роль в развитии психологии сыграл голландский мыслитель Бенедикт Спиноза (1632 – 1677 г.г.). Взгляды Декарта на соотношение души и тела определяются, как дуализм. Спиноза монист. Он утверждал существование единой субстанции. Всё состояние вещей, все процессы происходящие в мире, по Спинозе, – это состояния субстанции, её модусы. Человек - это сложный модус, с образующими его модусом душой и модусом телом. Душа же понимается как ум, модус мышления и состоит из модуса идей. Голландский мыслитель сформулировал важный вопрос: по каким законам связываются идеи в мышлении? И, отвечая на этот вопрос он формулирует закон ассоцианизма, который станет одним из основных в психологических концепциях Нового времени. С точки зрения Спинозы, порядок и связь идей те же, что и порядок и связь вещей, с этим связана человеческая память.

Декарт и Спиноза заложили основы психологии сознания. Однако в наиболее отчётливой форме принципы этой психологии были сформулированы английским философом Джоном Локком (1632 -1704 г.г.). Локк выступал против теории «врождённых идей». Знание согласно Локку основывается на опыте. Этот опыт базируется на двух источниках: 1-й, это объекты внешнего мира; 2-й, это деятельность собственного ума. На объекты внешнего мира мы направляем свои внешние органы чувств и в результате получаем впечатления (идеи) о внешнем мире. Деятельность нашего ума, к которой Локк относил: желания, сомнения, рассуждения, веру, осуществляется с помощью особого внутреннего чувства – рефлексии. Таким образом, рефлексия, по Локку, даёт второй тип идей, который он относит к категории мышления.

Разработанная Локком концепция мышления является крупным вкладом в развитие психологии. Однако главная его заслуга состоит в развитии учения о рефлексии, как особой способности души (сознания) к самоанализу и самонаблюдению. Такой подход стал краеугольным камнем интроспекционистской психологии. В этой психологии считалось, что предметом сознания служат не внешние объекты, а идеи (образы, представления, чувства и т.д.), какими они являются внутреннему взору наблюдающего субъекта.

Наиболее интенсивное развитие идеи Д.Локка получили в работах шотландского философа Дэвида Юма (1711–1776 г.г.). Юм был субъективный идеалист и агностик. Он считал, что человеческому уму ничего не доступно знать, кроме образов восприятия. То, что стоит за этими образами, сточки зрения Юма, не подлежит рациональному объяснению. Юма интересовал субъективный мир человека.

Юм считал первичным элементом опыта человека, «атомами сознания» - восприятия (перцепции). Восприятия в свою очередь он подразделяет на два вида: «впечатления» и «идеи». Под впечатлениями Юм понимает такие восприятия, которые входят в наше сознание с наибольшей силой и неудержимо охватывают все наши ощущения и эмоции. Под идеями понимаются слабые образы впечатлений в мышлении и рассуждении. Следуя разработанной Локком терминологии, Юм делит все впечатления на: «впечатления ощущений» и «впечатления рефлексии». Впечатлениями ощущений, считает Юм, должны заниматься анатомы и физиологи. Психологию интересуют впечатления рефлексии. Рефлексия по Юму, - это способность самовосприятия. Примером впечатлений ощущений являются зрительные, слуховые, тактильные, температурные и другие образы сознания, которые складываются у человека в процессе его контакта с внешним миром. Примером восприятий рефлексии являются удовольствия, неудовольствия, желания, отвращение, страх и т.д.

Все впечатления сохраняются и перерабатываются в уме в идеи с помощью способности памяти и воображения. Память сохраняет порядок последовательности идей, а воображение свободно перемещает их. Однако деятельность ума ничего не превозносит в исходный материал. Вся творческая сила ума сводится лишь к способности соединять, перемещать, увеличивать или уменьшать материал, доставляемый нам внешними чувствами и самовосприятием (рефлексией). Основное внимание в своих исследования Юм уделяет детальному описанию психологического механизма связи идей, формулируя при этом принцип ассоциации идей. Согласно его учению, идеи могут приходить в связь с друг другом благодаря присущим трём принципам связи: сходства, смежности в пространстве и времени и причинности. Ассоциации причинности, Юм уделяет особое внимание. Наше представление о причинности, утверждает Юм, имеют опытное происхождение. Вначале люди фиксируют повторение объекта В после А. На этой основе складывается ассоциация причинности этих объектов. После впечатления, полученного от объекта А, в сознании всплывает идея объекта В.

Исследования Дэвидом Юмом сознания на основе принципа ассоциаций сыграли огромную роль в формировании методологии ассоцианизма.

Идеи Д.Локка и Д.Юма в английской психологии развивает Дэвид Гартли (1705 – 1757 г.г.). Д.Гартли соединяет понятие рефлекса с понятием ассоциации. По его мнению, внешнее воздействие, порождающее рефлекторный ответ, запечетлевается в виде следов памяти – ассоциаций. Частое повторение соответствующего воздействия ведёт к быстрому восстановлению следов по механизму ассоциации.

Но главная заслуга Гартли состояла в организационном оформлении психологической науки. Усилиями Гартли на основе работ Д.Локка и Д.Юма в Англии к середине XVIII века оформилась первая наукообразная форма психологии – английская эмпирическая ассоциация психологии. Её историческое значение состояло в том, что здесь психология выступала как относительно самостоятельная отрасль знания, охватывающая все стороны душевной жизни, которые раньше рассматривались в разных разделах философии и медицины.

Вывод:

В XVIII веке сформировался качественно новый уровень развития психологии – психология сознания, которая базировалась на следующих положениях:

1.)Термин «душа» стал пониматься, как «сознание»;

2.)В основе душевной жизни лежат простые элементы. Эти элементы носят чувственный характер;

3.)Более сложные образования возникают как сложение простых на основе принципа ассоциации;

4.)Источником знаний о душе является интроспекция (наблюдение за собой);


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: