Правовой режим земель автомобильного транспорта

Для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйств, могут предоставляться земельные участки для:

- размещения автомобильных дорог, их конструктивных элементов и дорожных сооружений;

- для размещения автовокзалов и автостанций, других объектов обслуживания автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконст­рукции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, со­оружений, устройств.

- установления полос отвода земель автомобильных дорог.

Внешняя структура земель автомобильного транспорта напоминает структуру земель железнодорожного транспорта.

Основную часть земель автомобильных дорог составляют земли, предоставленные и используемые для размещения дорог, их конструктивных элементов и дорожных сооружений.

Вторую составную часть в структуре земель автомобильных дорог занимают земельные участки, предназначенные или используемые для размещения автовокзалов и автостанций, других объектов обслуживания автомобильного транспорта и объектов автомобильного хозяйства, необходимые для эксплуатации, содержания, строительства, реконст­рукции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, со­оружений, устройств.

Предоставление земельных участков для этих целей носит вспомогательный характер. Оно обусловлено размерами соответствующих зданий, сооружений, объемами пассажирских потоком, интенсивностью движения автотранспорта и даже экономикой автодорожного хозяйства. Поэтому пространственные размеры земельных участков устанавливаются специальной проектно-строительной документацией по согласованию с органами, осуществляющими распоряже­ние земельными участками.

Третья составная часть в структуре земель автомобильного транс­порта представлена земельными участками, предназначенными или ис­пользуемыми для установления полос отвода земель автомобильных дорог.

При установле­нии полосы отвода автомобильной дороги учитываются категория до­роги, высота насыпи, глубина выемки грунта при строительстве дороги; крутизна откоса земляного полотна, состояние почв и т. п.

В соответствии с действующими нормативами отвода земель для автомобильного дорожного строительства размеры полос отвода уста­навливаются в пределах от 18 до 32 м.

(1 категория -32 м., 2 катег. – 28 м., 3 катег. – 22 м., 4 катег. – 19 м, 5 катег. – 18 м.)

Земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса и наружной рекламы.

Кроме земляного полотна в полосу отвода автомобильной дороги входят земли, занятые:

· защитными навесами, постоянными линейными сооружениями, жилыми, служебными и производственными зданиями;

· сигнальными и указательными знаками, парапетами;

· пешеходными, велосипедными дорожками;

· сооружениями на съездах и пересечениях дорог;

· объездными дорогами, сооружениями, обеспечивающими устойчивость и прочность земляного полотна.

В пределах полосы отвода располагаются декоративные озелени­тельные насаждения и лесопосадки.

Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог.

Общий порядок их уста­новления и использования предусмотрен специальными нормативны­ми актами, в частности:

- Указом Президента РФ от 27 июня 1998г. № 727 «О придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования»;

- Правилами установления и использования при­дорожных полос федеральных дорог общего пользования, утвержден­ными постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1998 г. № 1420

Эти правила содержат определение придорожных полос.

Придорожные полосы - прилегающие с обеих сторон к полосе отвода федеральных автомобильных дорог земельные участки шириной не менее 50 м, считая от границы поло­сы отвода, с особым режимом использования.

Вместе с тем придорожные полосы в структуре земель автомобиль­ного дорог в действующем Земельном кодексе не нашли отражения и по аналогии с «полосой отвода» в самостоятельную правовую категорию правового режима этих земель не выделены. В п. 3 ст. 90 ЗК содержит­ся лишь поверхностное упоминание о придорожных полосах без их со­держательной сущности и общей характеристики особого правового режима.

Особый режим использования земельных участков в пределах по­лос отвода и придорожных полос выражается в установлении ряда огра­ничений хозяйственной деятельности, включая строительство зданий, сооружений, установку рекламных щитов и плакатов, не имеющих от­ношения к безопасности движения.

Собственники, владельцы, пользователи, арендаторы земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос, должны быть уведомлены соответствующими органами исполнительной власти субъектов Федерации об особом режиме использования этих земель. Участки в пределах придорожных полос у их собственников, владель­цев, пользователей, арендаторов не изымаются.

В зависимости от категории федеральной автомобильной дороги и с учетом перспективы ее развития ширина придорожной полосы уста­навливается:

- для автомобильных дорог 4 и 3 категории — 50 м;

- для автомобильных дорог 2 и 1 категории — 75 м;

- для подъездов к столицам республик, краевым и областным цен­трам, городам федерального значения, центрам автономной области и автономных округов, а также для участков федеральных автомобиль­ных дорог, построенных в обход городов с перспективной численно­стью населения до 250 тыс. человек, — 100 м.

Придорожные полосы указанных подъездов начинаются на рас­стоянии не менее 25 км от границы города по согласованию с органами исполнительной власти субъекта Федерации, по территории которого проходит участок этой автомобильной дороги, и органами местного са­моуправления.

Для участков автомобильных дорог, построенных в обход городов с перспективной численностью населения свыше 250 тыс. человек, ши­рина придорожной полосы составляет 150 м.

Границы придорожных полос обозначают органы управления феде­ральными дорогами. В пределах этих полос запрещается строительство капитальных сооружений (со сроком службы 10 и более лет), за исклю­чением объектов дорожной службы, объектов ГИБДД (ГАИ) и объек­тов дорожного сервиса.

Размещение объектов в пределах придорожных полос разрешается при соблюдении следующих условий:

· они не должны ухудшать видимость на федеральной автомобиль­ной дороге и другие условия безопасности движения;

· их размещение, проектирование и строительство должно произво­диться с учетом требований стандартов и технических норм безопасности дорожного движения, экологической безопасности, строительства и эксплуатации автомобильных дорог.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: