Для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйств, могут предоставляться земельные участки для:
- размещения автомобильных дорог, их конструктивных элементов и дорожных сооружений;
- для размещения автовокзалов и автостанций, других объектов обслуживания автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств.
- установления полос отвода земель автомобильных дорог.
Внешняя структура земель автомобильного транспорта напоминает структуру земель железнодорожного транспорта.
Основную часть земель автомобильных дорог составляют земли, предоставленные и используемые для размещения дорог, их конструктивных элементов и дорожных сооружений.
Вторую составную часть в структуре земель автомобильных дорог занимают земельные участки, предназначенные или используемые для размещения автовокзалов и автостанций, других объектов обслуживания автомобильного транспорта и объектов автомобильного хозяйства, необходимые для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств.
|
|
Предоставление земельных участков для этих целей носит вспомогательный характер. Оно обусловлено размерами соответствующих зданий, сооружений, объемами пассажирских потоком, интенсивностью движения автотранспорта и даже экономикой автодорожного хозяйства. Поэтому пространственные размеры земельных участков устанавливаются специальной проектно-строительной документацией по согласованию с органами, осуществляющими распоряжение земельными участками.
Третья составная часть в структуре земель автомобильного транспорта представлена земельными участками, предназначенными или используемыми для установления полос отвода земель автомобильных дорог.
При установлении полосы отвода автомобильной дороги учитываются категория дороги, высота насыпи, глубина выемки грунта при строительстве дороги; крутизна откоса земляного полотна, состояние почв и т. п.
В соответствии с действующими нормативами отвода земель для автомобильного дорожного строительства размеры полос отвода устанавливаются в пределах от 18 до 32 м.
(1 категория -32 м., 2 катег. – 28 м., 3 катег. – 22 м., 4 катег. – 19 м, 5 катег. – 18 м.)
Земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса и наружной рекламы.
|
|
Кроме земляного полотна в полосу отвода автомобильной дороги входят земли, занятые:
· защитными навесами, постоянными линейными сооружениями, жилыми, служебными и производственными зданиями;
· сигнальными и указательными знаками, парапетами;
· пешеходными, велосипедными дорожками;
· сооружениями на съездах и пересечениях дорог;
· объездными дорогами, сооружениями, обеспечивающими устойчивость и прочность земляного полотна.
В пределах полосы отвода располагаются декоративные озеленительные насаждения и лесопосадки.
Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог.
Общий порядок их установления и использования предусмотрен специальными нормативными актами, в частности:
- Указом Президента РФ от 27 июня 1998г. № 727 «О придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования»;
- Правилами установления и использования придорожных полос федеральных дорог общего пользования, утвержденными постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1998 г. № 1420
Эти правила содержат определение придорожных полос.
Придорожные полосы - прилегающие с обеих сторон к полосе отвода федеральных автомобильных дорог земельные участки шириной не менее 50 м, считая от границы полосы отвода, с особым режимом использования.
Вместе с тем придорожные полосы в структуре земель автомобильного дорог в действующем Земельном кодексе не нашли отражения и по аналогии с «полосой отвода» в самостоятельную правовую категорию правового режима этих земель не выделены. В п. 3 ст. 90 ЗК содержится лишь поверхностное упоминание о придорожных полосах без их содержательной сущности и общей характеристики особого правового режима.
Особый режим использования земельных участков в пределах полос отвода и придорожных полос выражается в установлении ряда ограничений хозяйственной деятельности, включая строительство зданий, сооружений, установку рекламных щитов и плакатов, не имеющих отношения к безопасности движения.
Собственники, владельцы, пользователи, арендаторы земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос, должны быть уведомлены соответствующими органами исполнительной власти субъектов Федерации об особом режиме использования этих земель. Участки в пределах придорожных полос у их собственников, владельцев, пользователей, арендаторов не изымаются.
В зависимости от категории федеральной автомобильной дороги и с учетом перспективы ее развития ширина придорожной полосы устанавливается:
- для автомобильных дорог 4 и 3 категории — 50 м;
- для автомобильных дорог 2 и 1 категории — 75 м;
- для подъездов к столицам республик, краевым и областным центрам, городам федерального значения, центрам автономной области и автономных округов, а также для участков федеральных автомобильных дорог, построенных в обход городов с перспективной численностью населения до 250 тыс. человек, — 100 м.
Придорожные полосы указанных подъездов начинаются на расстоянии не менее 25 км от границы города по согласованию с органами исполнительной власти субъекта Федерации, по территории которого проходит участок этой автомобильной дороги, и органами местного самоуправления.
Для участков автомобильных дорог, построенных в обход городов с перспективной численностью населения свыше 250 тыс. человек, ширина придорожной полосы составляет 150 м.
Границы придорожных полос обозначают органы управления федеральными дорогами. В пределах этих полос запрещается строительство капитальных сооружений (со сроком службы 10 и более лет), за исключением объектов дорожной службы, объектов ГИБДД (ГАИ) и объектов дорожного сервиса.
|
|
Размещение объектов в пределах придорожных полос разрешается при соблюдении следующих условий:
· они не должны ухудшать видимость на федеральной автомобильной дороге и другие условия безопасности движения;
· их размещение, проектирование и строительство должно производиться с учетом требований стандартов и технических норм безопасности дорожного движения, экологической безопасности, строительства и эксплуатации автомобильных дорог.