Международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью. Роль ООН и Совета Европы

В основе международного сотрудничества в борьбе с преступностью лежат международные соглашения, в национальных законодательствах закреплена возможность такого сотрудничества, но происходит оно на добровольной основе и является частью международных отношений. Происходит международное взаимодействие в области борьбы с преступностью в разных формах:

1) оказание помощи по уголовным, гражданским и семейным делам;

2) заключение и реализация международных договоров и соглашений по борьбе с преступностью и прежде всего с транснациональной преступностью;

3) исполнение решений иностранных правоохранительных органов по уголовным и гражданским делам;

4) регламентация уголовно-юридических вопросов и прав личности в области обеспечения правопорядка;

5) обмен информацией, представляющей взаимный интерес для правоохранительных органов;

7) обмен опытом правоохранительной работы;

8) оказание содействия в подготовке и переподготовке кадров;

9) взаимное предоставление материально-технической и консультативной помощи.

Важнейшие стратегические вопросы международного сотрудничества в области борьбы с преступностью решаются ООН, которой предоставлено право вырабатывать основные стандарты, принципы, рекомендации, формулировать международные нормы в защиту лиц, обвиняемых в совершении преступлений, и лиц, лишенных свободы.

По вопросам борьбы с преступностью регулярно проводятся совещания министров юстиции, полиции и служб безопасности, на которых готовят рабочие группы экспертов. Наряду с Интерполом был создан орган полицейского сотрудничества Евросоюза – Европол, задачей которого являются организация и координация взаимодействия национальных полицейских систем в борьбе с терроризмом, контроль за внешними границами Евросоюза, а в борьбе с криминальными группировками – особая группа «Антимафия», занимающаяся анализом деятельности мафиозных группировок и выработкой общеевропейской стратегии противодействия мафии.

Регулярно (каждый год) проводятся международные конференции, семинары, совещания экспертов.

По признанию международного сообщества, преступность все больше приобретает транснациональный характер. Это относится прежде всего к таким ее видам, как экономическая и организованная преступность, легализация преступных доходов, незаконный оборот наркотиков, незаконное обращение оружия и ряд других. В целях координации усилий государств международным сообществом разработаны стандарты и нормы, как универсальные (на уровне ООН), так и региональные (на уровне Совета Европы). Кроме того, в рамках ООН разработаны и заключены договоры о борьбе с международными преступлениями (военными, апартеидом, геноцидом и др.).

Названные документы имеют большое значение для разработки и реализации стратегии устойчивого развития Российской Федерации. Поэтому, с одной стороны, они должны стать предметом рассмотрения соответствующих ветвей власти с точки зрения выработки отношения к ним (путем ратификации, присоединения), а с другой – соответствующие положения этих документов должны быть учтены в национальном законодательстве, разрабатываемых концепциях и программах предупреждения преступности.

На международном уровне необходимо активизировать деятельность государства и его органов в области борьбы с преступностью, в том числе нужно решить такие вопросы, как:

присоединение к основным международным договорам в области борьбы с преступностью и уголовного правосудия;

включение основных положений международных договоров в действующее национальное законодательство;

осуществление тесного сотрудничества с соответствующими структурами ООН в области борьбы с преступностью (ЭКОСОС, Программа развития ООН, Программа ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, Международная программа ООН по контролю за наркотиками, научно-исследовательские институты ООН по предупреждению преступности и др.), межправительственными и неправительственными организациями с доведением информации о таком сотрудничестве до широкой общественности;

обеспечение активного сотрудничества в области практики борьбы с преступностью и отдельными наиболее опасными ее видами на межведомственном уровне;

обеспечение решения вопросов технического сотрудничества, особенно в информационной сфере и в области информационных технологий, используемых в борьбе с преступностью;

более активное привлечение экспертов ООН, Совета Европы для разработки конкретных программ борьбы с преступностью и отдельными ее видами (в частности, для разработки модели пенитенциарной системы, а также системы исполнения иных наказаний, не связанных с изоляцией преступника от общества, и программ ресоциализации таких лиц);

организационное и финансовое обеспечение выполнения Межгосударственной программы совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств – участников Содружества Независимых Государств.

В последние годы в связи с ускорением интеграционных процессов в мире, взаимным упрощением порядка въезда и выезда значительно активизировалось международное сотрудничество в борьбе с преступностью. Углубление международного сотрудничества в этой сфере объясняется и тем фактом, что проблема международной преступности приобретает все более глобальный характер. Рост преступности отмечается практически во всех развитых государствах. Идет процесс интернационализации преступности, когда возрастает число преступных проявлений, имеющих международный характер (например, совершение преступлений на территории других государств, перевод доходов от преступной деятельности за рубеж). Опасность для международного сообщества представляют и незаконный оборот наркотиков, культурных ценностей, оружия, радиоактивных материалов, нелегальная миграция людей. По имеющимся сведениям, из 3 тыс. преступных формирований, действующих на территории Российской Федерации, каждое десятое имеет связи с зарубежной криминальной средой. Борьба с такими видами преступлений может быть эффективной только при единстве действий правоохранительных органов большинства государств, выработке общего правового механизма, позволяющего реально осуществлять принципы международного сотрудничества в противодействии преступности, поддержании правопорядка, охране прав и законных интересов граждан.

Эти проблемы особенно важны для России в ее взаимоотношениях с другими государствами, ранее входившими в состав Советского Союза. Разрыв единого правового пространства, существовавшего на территории бывшего СССР, крайне негативно отразился на результативности действий правоохранительных органов. Так, преступники, совершившие преступления на территории бывших советских республик, пользуясь «прозрачностью» границ, скрываются от правосудия на территории другого государства – члена Содружества, в то время как сотрудники правоохранительных органов, руководствуясь принципами уважения государственного суверенитета и независимости стран СНГ, во взаимоотношениях со своими коллегами действуют исходя уже из принципов международного права, соблюдают установленные нормы и правила на территории другого государства.

В этих условиях МВД России предпринимает энергичные шаги по усилению координации и взаимодействия органов внутренних дел суверенных республик. Еще до распада СССР были заключены соглашения о сотрудничестве с МВД Белоруссии (1990), Армении и Молдовы (1991). В 1992 г. подписаны соглашения с МВД Украины, Киргизской Республики, Туркмении, в 1993 г. – с МВД Казахстана.

Учрежден новый консультативный орган – Совещание министров внутренних дел независимых государств, участие в котором принимают руководители органов внутренних дел практически всех республик, входивших в состав Союза ССР. Именно на таких Совещаниях были приняты многосторонние, принципиально важные документы: соглашения о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в борьбе с преступностью, о сотрудничестве в области обеспечения материально-техническими средствами и специальной техникой, об обмене информацией, о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Важнейшим шагом к созданию общего правового пространства стало подписание 22 января 1993 г. в Минске главами государств – членов СНГ Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Сегодня подписанные документы необходимо наполнить конкретным практическим содержанием, обеспечить четкую работу созданных правовых механизмов.

Некоторые проблемы требуют решения на межправительственном уровне. Так, в настоящее время разрабатывается совместная программа борьбы с организованной преступностью. Утверждать ее будет совет глав правительств стран Содружества. Совещание министров внутренних дел рассмотрит порядок провоза огнестрельного оружия, конвоирования и этапирования задержанных и осужденных и др.

Развивается международное сотрудничество российских органов внутренних дел с партнерами из дальнего зарубежья по основным направлениям. К ним относятся:

договорно-правовая сфера;

борьба с организованной, в том числе экономической, преступностью, наркобизнесом, с контрабандой и фальшивомонетничеством;

подготовка кадров и сотрудничество в научно-технической области.

Особое внимание уделяется расширению правовой базы, обеспечивающей возможности реального сотрудничества с органами полиции зарубежных стран в конкретных вопросах. К уже существовавшим и неплохо, надо сказать, «работавшим» соглашениям о сотрудничестве с МВД Германии, Венгрии, Австрии, Франции, Кипра добавились новые. МВД России были подписаны соглашения с соответствующими ведомствами Польши, Румынии, Турции, Китая, Монголии. В целом МВД России на сегодняшний день имеет 12 двусторонних соглашений о сотрудничестве с полицейскими органами зарубежных государств. В процессе разработки также находятся соглашения с Индией, северными странами.

В настоящее время для интеграции России в мировой процесс борьбы с преступностью сделано уже немало. Активно работает Национальное бюро Интерпола, которое ведет оперативный обмен информацией более чем с 80 государствами. Можно привести немало примеров высокой результативности международного сотрудничества в проведении оперативно-розыскных и других мероприятий.

Вместе с тем сегодня ощущается немало пробелов в деятельности как российских правоохранительных органов, так и наших партнеров за рубежом. В частности, отсутствует оперативность в предоставлении необходимой информации, что зачастую не позволяет предупреждать совершение преступлений.

Активизация международного сотрудничества России в правоохранительной сфере потребует в перспективе и принятия некоторых новых законов (например, по оказанию правовой помощи, экстрадиции, передаче осужденных, продолжению расследования, начатого на территории другого государства).

33. В юридической и общественно-политической литературе словосочетание «паразитический образ жизни» часто обозначает проживание человека на доходы за счет общества или его членов. Это связано, как правило, с антиобщественным поведением и нежеланием трудиться. В широком смысле слова социальный паразитизм объединяет не только указанных лиц, но и лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, а также правонарушителей, извлекающих доходы от совершения корыстных или корыстно-насильственных преступлений.

В узком смысле данное негативное явление предполагает занятие бродяжничеством или попрошайничеством либо ведение иного паразитического образа жизни, т. е, злостное уклонение от общественно полезного труда.

Лица, нигде не работающие и прекратившие учебу, а также занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, ведущие паразитический образ жизни, совершают самые различные преступления, значительная доля которых — насильственные. Проведенные криминологические исследования свидетельствуют об устойчивой связи социального паразитизма с преступностью, что и подтверждается преступной активностью неработающих и неучащихся лиц, которая растет приблизительно в 1,7 раза быстрее, чем у правонарушителей, занятых работой или учебой.

Особенно велика активность лиц, не желающих вообще работать и учиться, в сфере корыстной преступности. Они совершают примерно каждые 25—30% преступлений; их часто привлекают к уголовной ответственности за кражи, грабежи, хулиганство, злостное уклонение от уплаты алиментов и другие преступления, посредством которых они добывали средства к существованию.

Лица, ведущие антиобщественный паразитический образ жизни, отрицательно воздействуют на молодежь и некоторых граждан, вовлекая их в преступную деятельность, прививая им мораль паразитического существования.

Общественная опасность социального паразитизма определяется еще и тем, что данное негативное явление самым непосредственным образом Связано с пьянством.

Основные особенности социального паразитизма:

стремление человека удовлетворить свои потребности за чужой счет;

проживание на доходы, полученные противозаконным путем;

ведение антиобщественного паразитического образа жизни за счет источников существования, приобретенных, как правило, в результате совершения преступлений или других правонарушений.

При этом подавляющее большинство лиц, ведущих паразитический образ жизни, не хотят работать.

Под бродяжничеством в юридической литературе и правоохранительной практике понимается скитание человека, не имеющего постоянного места жительства, из одного населенного пункта в другой или в одном городе (районе) из одного места в другое. Данные лица проживают на нетрудовые доходы или доходы, полученные противозаконным путем.

У бродяг нетрудовые доходы составляют основной источник средств существования паразитического образа жизни. Лиц, занимающихся бродяжничеством, обычно задерживают работники милиции на улицах, вокзалах, в подвалах, на чердаках, дачах, теплотрассах и других общественных местах. Эти люди совершают корыстные и другие преступления, представляя определенную опасность для окружающих и общества в целом.

В подавляющем большинстве бродяжничеством занимаются лица мужского пола в возрасте от 31 до 60 лет и женщины в возрасте от 31 до 55 лет. Многие из них судимы за кражи личного или государственного имущества. И хотя многие имеют какую-либо профессию или специальность, но в результате злоупотребления спиртными напитками и ведения паразитического образа жизни работать не могут.

Криминологические исследования данной категории лиц также показывают, что те, кто имеет судимость, чаще всего осуждались за преступления против личной собственности (кражи, грабежи, разбои и т. п.), за кражи государственного и общественного имущества и за преступления против личности. Значительная часть бродяг привлекалась к уголовной ответственности и за другие преступления. Бродяги страдают алкоголизмом, психическими болезнями, зачастую больны туберкулезом и венерическими заболеваниями.

Попрошайничество — это проживание на доходы, добытые путем выпрашивания у посторонних граждан (денег, одежды, продуктов питания, каких-либо других материальных ценностей). Нередко при попрошайничестве используется обман, когда люди выдают себя за беженцев, погорельцев, жертв преступления, инвалидов или лиц, лишенных средств к проживанию, и т. п.

Человек, занимающейся попрошайничеством, часто старается вызвать у окружающих чувство сострадания, нередко демонстрирует перед гражданами свои болезни и другие недуги, чтобы выпросить у них милостыню (подаяние). Довольно часто попрошайки страдают инфекционными, венерическими, психическими и другими тяжелыми болезнями, а также являются алкоголиками и наркоманами. Чаще всего попрошайничеством занимаются престарелые люди, инвалиды, оставшиеся без опекунства граждане.

За последнее время широкое распространение получили детская безнадзорность и попрошайничество. Вовлечение несовершеннолетних в этот промысел рассматривается как самостоятельное преступление.

Несмотря на поспешную и в целом недостаточно обоснованную декриминализацию бродяжничества, попрошайничества, спекуляции, эти и другие проявления социального паразитизма в годы реформ не только продолжают действовать, играть значительную криминогенную роль, но и получили широкое распространение, стали более разнообразными.

Специалисты отмечают, что на переломных этапах общественного развития число социально паразитирующих субъектов «теневого» бизнеса резко возрастает. И Россия переходного периода не стала в этом смысле исключением.

К традиционным бродягам и попрошайкам добавились многочисленные карточные шулеры, всякого рода «предсказатели», «целители» и прочие шарлатаны, спекулирующие на заботе людей о своем здоровье и благополучии; лица, занимающиеся незаконной торговлей; посредники, оказывающие в сфере деловой активности услуги, по меньшей мере, сомнительного, а нередко и явно противоправного свойства, и другие любители легкой наживы без общественно значимого труда, поведение и образ жизни которых балансирует на грани дозволенного и запрещенного уголовным законом. Получил широкое распространение игорный бизнес, значительная часть которого контролируется организованной преступностью.

Причины ведения паразитического образа жизни, как и других видов девиантного поведения, имеют социальный характер.

Данные многочисленных криминологических и социологических исследований свидетельствуют о том, что факторы, порождающие социальный паразитизм, имеют место в социально-экономической и организационно-управленческой сферах; в существенных просчетах и упущениях в процессе трудового воспитания в семье, школе, вузе, на производстве; в отставании правосознания некоторых граждан в отношении реализации конституционного принципа — права на свободный труд; в недостатках деятельности правоохранительных органов, осуществляющих профилактику данного негативного социального явления.

Например, противоречия между потребностями и возможностями их удовлетворения, способные породить паразитизм, обусловлены недостаточным уровнем развития экономики, спадом производства, проявлением застойных процессов и других трудностей в условиях перехода к рынку.

Распространение социального паразитизма связано с такими глобальными процессами, как резкое имущественное расслоение людей, сильный социальный диспаритет, люмпенизация и маргинализация значительных слоев населения, рост безработицы. Сказывается на ситуации и ослабление социального, а также правового контроля. Являясь, в сущности, следствием тех же причин и условий, которые детерминируют преступность, социальный паразитизм оказывает на нее заметное влияние.

Это прежде всего касается преступности в сфере экономики, с которой данное негативное явление связано самым тесным образом. Соответственно предупреждению социального паразитизма, ограничению сферы его действия способствуют меры криминологической профилактики, направленные на противодействие преступлениям против собственности, преступлениям в сфере экономической деятельности, частично — организованной и другим видам преступности.

К условиям, способствующим формированию паразитических проявлений, в частности бродяжничества и попрошайничества, следует причислить несвоевременное реагирование органов милиции на факты подобных негативных явлений. Результаты различных исследований свидетельствуют, что не везде органы милиции принимают действенные меры по выявлению бродяг, попрошаек на ранней стадии паразитического образа жизни.

Однако главным условием, способствующим негативному формированию личности, является систематическое пьянство, которое на индивидуальном уровне выступает как субъективная причина рассматриваемого негативного социального явления. Поэтому решительная и бескомпромиссная борьба с пьянством и алкоголизмом будет иметь существенное значение для устранения условий, способствующих как ведению паразитического образа жизни, так и социального паразитизма в целом.

Вместе с тем ликвидацию причин и условий, способствующих пьянству и алкоголизму, следует сочетать с активным участием всего населения в предупреждении данного социального зла и с неукоснительным применением мер правового воздействия к лицам, злоупотребляющим спиртными напитками и попустительствующим пьянству.

Проституция, как продажа своего тела каждому желающему для удовлетворения его половой потребности, является социально-негативным явлением, история которого уходит в глубь веков. Эта довольно острая социальная болезнь имеет многосторонние связи с преступностью, в том числе и генетического характера. В подавляющем большинстве стран проституция в уголовном порядке не наказуема (во всяком случае, в развитых странах). Там установлены правила поведения для проституток. И ответственность наступает не за сам факт занятия проституцией, а за нарушение установленных правил поведения.

Практически таким составом преступления, который, хотя и не прямо, но косвенно связан с вовлечение женщин в проституцию, являются содержание притонов разврата и сводничества. Однако ответственности подлежат содержатели притонов, но не женщины, которых они эксплуатируют. Правда, во многих случаях женщины идут в притоны сознательно, для заработка либо из иных соображений. Надо сказать, половая распущенность играет не последнюю роль, и в этих случаях никакой эксплуатации нет.

Многие проститутки работают на преступников как «наводчицы». Причем здесь реже всего идет речь о сиюминутном ограблении, скорее для последующей квартирной кражи, расширения армии «коррупционеров» и т. д.

Воры у проституток часто прячут награбленное. Очевидно, что во всех подобных случаях проститутки становятся соучастницами убийств, ограблений, краж, иных насилий, обманов (при мошенничестве) и несут уголовную ответственность за эти преступления либо могут отвечать за укрытие имущества, заведомо добытого преступным Путем. Занятие проституцией могло бы быть учтено судом в таких случаях в качестве отягчающего вину обстоятельства, но в уголовном законе это не предусмотрено.

Как и везде, отечественные проститутки бывают «высших» сортов и низших (вплоть до опустившихся и спившихся несчастных женщин, промышляющих на вокзалах, около низкопробных питейных заведений). Эти женщины становятся нередко жертвами собутыльников, умирают насильственной смертью либо от алкогольного или наркотического отравления.

За последнее время все большее распространение получает использование проституции организованными преступными формированиями. Сама по себе проституция (точнее, ее значительная часть) не является уголовно наказуемым деянием, тем не менее, она включена в криминальную среду.

В преступных организациях проституция используется для:

ублажения крупных дельцов, лидеров преступного мира;

получения крупных валютных сумм с иностранных граждан;

внедрения в противоборствующие группы

компрометации должностных лиц для последующего включения их в коррумпированные структуры;

выполнения функций «наводчиц» для групп воров, грабителей, рэкетиров.

Можно также проследить как прямые, так и опосредованные связи проституции с другими преступлениями, вплоть до деяний, посягающих на основы конституционного строя и безопасность государства.

Будучи вовлеченными в разнообразные криминальные и иные антиобщественные отношения, проститутки представляют собой одну из типичных групп риска с резко повышенной виктимностью.

В целом влияние этого негативного социального явления на преступность за последние годы усилилось, что связано в первую очередь со значительным распространением проституции, повышением ее профессионализма и организованности.

Кроме того, проституция — один из источников заражения СПИДом, являющегося во всем мире тяжким преступлением. Если к этому добавить, что проституция, особенно уличная, беспорядочная, практически неконтролируемая, сопровождается не только распространением венерических заболеваний, но и заведомым (а часто и не заведомым) заражением этими болезнями, что тоже есть уголовно наказуемое деяние, то и здесь очевиден общественно опасный характер проституции.

В социальном плане проституция влияет на прочность семейно- брачных отношений. Как правило, женщины-проститутки не могут добросовестно выполнять материнские обязанности. Их дети социально заброшены, идут с малолетства на панель или пополняют армию воров и других преступников либо пьяниц и наркоманов.

Причины проституции криминологами и социологами до конца не изучены. Это в значительной степени осложняет проведение профилактики правоохранительными органами. Однако очевидно, что она порождена, как и другие негативные социальные явления, внутренними противоречиями и недостатками в обществе. Причем эта взаимозависимость особенно хорошо просматривается при сопоставлении причин проституции с другими негативными явлениями и преступностью.

Так, проституции сопутствуют, как правило, такие преступления, как: насильственные действия сексуального характера в виде мужеложства или лесбиянства, понуждение к действиям сексуального характера, половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 16-летнего возраста, развратные действия, заражение венерической болезнью или заражение ВИЧ-инфекцией, незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ, незаконное распространение порнографической продукции.

Статистических данных, характеризующих состояние проституции (например, число проституток), не имеется. В современной России, в отличие от многих других стран, регистрации представительниц «древнейшей профессии» не ведется. Судя по выступлениям в средствах массовой информации, экспертным оценкам, суждениям специалистов (работников милиции, врачей и др.), число «жриц любви» за последние годы резко, можно сказать лавинообразно, увеличивается. Прежде всего это проблема крупных и сверхкрупных городов.

В начале 90-х годов в Москве было выявлено около 200 фирм и их филиалов, оказывающих интимные услуги (фактически притонов для занятия проституцией). Под прикрытием многочисленных посреднических и брачных контор формы организации проституции приобретают транснациональный характер, в частности, возникла разветвленная сеть международной торговли высокосортным «живым товаром».

При характеристике личностей современных проституток, необходимо отметить их резкое расслоение по статусу, сферам и особенностям промысла, уровню материальной обеспеченности, образу жизни в целом. На одном полюсе находится категория элитных проституток, обслуживающих иностранцев, бизнесменов, главарей и активных участников криминальных сообществ, коррумпированных чиновников и т. д.

Эти проститутки владеют всеми тонкостями ремесла, получают большие вознаграждения, ведут «красивую жизнь» со всеми ее атрибутами. К их услугам шикарные сауны, загородные дачи и пансионаты, квалифицированные врачи, косметологи, массажисты. Элитные проститутки, как правило, поддерживают многосторонние и устойчивые связи с представителями организованной преступности. Нередко выполняют их деликатные поручения, связанные с организацией банных и иных скандалов, с участием в войне компроматов и т. п.

Совершенно иной образ жизни (за исключением основного занятия) ведут так называемые уличные, вокзальные, дорожные проститутки. Среди их клиентов — шоферы междугородных рейсов И пассажиры, мелкие торговцы, а порой и бродяги, попрошайки, алкоголики.

Иногда такие проститутки предоставляют свои услуги за одно лишь угощение. Понятно, что их доходы в десятки раз меньше, чем у элитных проституток. По уровню социальной дезадаптации уличные «жрицы любви» близки к преступникам асоциального типа; многие являются бездомными, безработными, не поддерживают родственных связей, страдают венерическими заболеваниями, нуждаются в лечении.

Между столь противоположными по своему статусу и образу жизни категориями проституток существуют промежуточные типы. Их характеризуют разные уровни вовлеченности в этот вид социально-негативной деятельности, профессионализма, материальной обеспеченности и другие признаки.

Почти 3/4 проституток моложе 30 лет. За последнее время нередко регистрируются факты вовлечения в занятие проституцией, причем на профессиональной основе, девочек в возрасте 13—14 лет и даже 10—12 лет. Женщины старше 40 и даже 50 лет чаще встречаются среди проституток «низшего» сорта (вокзальных, уличных).

Причины и условия проституции во многом сходны с криминогенными факторами, детерминирующими преступность. Часто женщины вынуждены «идти на панель» из-за низкого уровня материальной обеспеченности, а порой и нищеты, бытовой неустроенности, невозможности самореализации на иных поприщах. Воспроизводству проституции как весьма прибыльному бизнесу способствует усиление позиций организованной преступности. Распространению проституции безусловно способствуют общее падение нравов в стране, бездуховность, ослабление морального регулирования и социального контроля.

Некоторые исследователи отмечают такой специфический фактор, как запоздалое эхо сексуальной революции (в развитых странах это происходило в 70-е годы). Имеются серьезные недостатки в половом воспитании подрастающего поколения. В современной России несравненно меньшую роль, чем в других странах, играют религиозные запреты на занятие проституцией. Далеки от совершенства правовые средства противодействия распространению проституции.

Проституция тесно связана с порнографией — еще одним негативным явлением, оказывающим определенное влияние на преступность. К порнографическим относятся печатные издания, кино-, видеоматериалы и другие предметы, которые в грубо натуралистическом, непристойном, циничном виде изображают половую жизнь, интимные отношения людей. В настоящее время (в соответствии со ст. 242 УК РФ) уголовно наказуемо лишь незаконное распространение порнографических материалов или предметов.

Это значит, что законодатель допускает возможность существования и законной, но введенной в определенные правовые рамки, юридически упорядоченной деятельности, связанной с оборотом порнографической продукции. Данное разграничение, проводимое с позиций уголовного права, для криминологического анализа принципиального значения не имеет.

Необходимо отметить, что порнобизнес, как и проституция, в преступном мире относится к числу весьма доходных. И не случайно он получил в России широкое распространение в годы, когда отмечается существенный рост организованной преступности, отягощение ее качественных характеристик.

Связи порнографии с преступностью весьма своеобразны. Они недостаточно изучены, но можно утверждать, что криминогенное воздействие порнографии в целом имеет меньшую силу, чем другие негативные явления (пьянства, наркомании и др.).

Криминальные последствия порнографии наиболее серьезны применительно к отклоняющемуся поведению детей и подростков. Причем и в этом случае факты правонарушений, прежде всего сексуального характера, под прямым воздействием порнографии (например, просмотра видеофильмов соответствующего содержания) фиксируются сравнительно редко. Значительно важнее для криминологии и профилактики преступлений опосредованное, «рассеянное», косвенное воздействие порнографии на преступность через систему моральных ориентиров и оценок, процесс деформированного нравственного развития личности, результатом которого нередко является совершение преступления, и не обязательно сексуального, а любого другого.

Порнографическая продукция, являясь всегда непристойной и по сути антигуманной, влияет на общие нравственные установки и ценностные ориентиры личности. В частности, она нередко как бы «замещает» твердые моральные устои или затрудняет их формирование, ослабляет самоконтроль, способствует возникновению циничных взглядов и позиции вседозволенности.

Тесная связь подобных субъективных детерминант поведения с преступностью общеизвестна. Что касается порнобизнеса, то он зачастую имеет выраженную криминальную окраску, особенно тогда, когда попадает под контроль организованных преступных сообществ.

В борьбе с проституцией в различных странах использовались разнообразные средства, вплоть до смертной казни самих проституток, жестоких наказаний для их клиентов. Этот многовековой опыт однозначно свидетельствует о том, что данное негативное социальное явление не может быть полностью искоренено.

Речь должна идти лишь о его ограничении, введении его в какие-то рамки, позволяющие обществу, Государству осуществлять в этой сфере необходимый контроль. В принципе все то, что на общесоциальном уровне противостоит преступности, должно способствовать ограничению проституции, уменьшать возможности ее дальнейшего распространения.

Необходимо найти оптимальные формы социально-правового контроля над этим негативным явлением, которое в настоящее время полностью находится во власти стихии. По-видимому, бессмысленно вводить уголовную ответственность за занятия проституцией. Но административно-правовые средства, сочетаемые с мерами медицинского и иного надзора за этим явлением, должны быть усовершенствованы и использоваться более эффективно, чем в настоящее время.

Заслуживают внимания и тщательной проработки предложения о легализации проституции, введении ее регистрации в качестве профессии. Активнее следует применять имеющиеся уголовно-правовые нормы об ответственности за преступления, связанные с проституцией.

Порнографию, как и проституцию, нельзя запретить. Но разумные ограничения, касающиеся мест и времени распространения порнографической продукции, субъектов ее потребления, обязательных требований к тем, кто изготавливает, рекламирует, реализует эту продукцию, а также к средствам массовой информации, возможны и необходимы. Очень важно также четко сформулировать юридические признаки, позволяющие разграничивать правомерный и противоправный оборот порнографических материалов и предметов, принять специальный закон, регулирующий функционирование рынка сексуальных услуг.

Безусловно, необходимо полнее использовать общий и частнопредупредительный потенциал уголовного законодательства, устанавливающий ответственность за незаконное изготовление в целях распространения или рекламирования порнографических материалов или предметов, незаконную торговлю печатными изданиями, кино- или видеоматериалами, изображениями или иными предметами порнографического характера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: