Практическое задание №1

Тема: «Определение понятий «природные условия» и «природные ресурсы»

Цель работы: Раскрытие основных определений понятий природных условий и природных ресурсов.

Теоретическое содержание:

Природные условия – это совокупность природных факторов – географического положения территории, природных ресурсов, живой и неживой природы и других компонентов и явлений географической среды, существующих вне зависимости от деятельности человека. К природным условиям относят рельеф, климат, режим рек и озёр, растительность, животный мир и пр. Природные условия оказывают существенное влияние на размещение производства, расселение людей, развитие сельского хозяйства и др. В то же время они, в отличие от природных ресурсов, непосредственно не участвуют в хозяйственной деятельности человека. Иногда одинаковые совокупности называют природными условиями и природными ресурсами, напр. климатические условия или ресурсы.

Природные ресурсы – это объекты природы, необходимые как для непосредственного потребления людей, так и для их производственной деятельности. Выделяют: энергетические ресурсы, водные, земельные, сырьевые и продовольственные. Они могут быть возобновляемыми, например лес, водные ресурсы, плодородие почв, а также невозобновляемыми, такими, как уголь, нефть, газ и др.

Практическое содержание:

Форма отчета о выполнении:

Задание командам: Попробуйте сформулировать и описать проблемы, возникающие в развивающихся странах с:

1. Истощением природных ресурсов;

2. Рациональным использованием природных ресурсов;

3. Сохранности водоемов, лесов, и сельхозяйственных угодий;

4. Сохранению и развитию зеленого фонда областного центра;

5. Охраны живой природы и в особенности редких и исчезающих видов;

6. Захоронением все возрастающих обьемов бытовых отходов.

На работу отводится 10 минут, на презентацию по 5 минут на каждую команду. Команд можно сформировать 6 или более, в зависимости от количества поднятых вопросов и проблем.

Контрольные вопросы:

1. Назовите принципы классификации природных ресурсов

2. Как вы понимаете рациональное природопользование? приведите примеры.

3. Какие экологически чистые источники энергии вы знаете?

4. Назовите основные причины утраты биологического разнообразия.

5. Сформируйте представление о благоприятных и экстремальных условиях жизни людей.

Темы рефератов:

«Охрана и рациональное использование природных ресурсов», «Охрана редких животных в заповедниках», «Экологические основы природопользования», «Энергетические ресурсы в природе», «Природные индикаторы загрязнений окружающей среды».

Блиц-тест:

1. Природные ресурсы Земли делятся на

А. конечные и бесконечные

Б. исчерпаемые и неисчерпаемые

В. положительные и отрицательные

Г. доступные и недоступные

2. Компоненты природы и их свойства, которые человек может использовать в своей деятельности, - это:

А. среда обитания;

Б. природные условия

В. природные ресурсы

Г. природная среда

3. К экстремальным условиям относятся:

А. очень высокая влажность

Б. сильный ветер

В. очень низкие температуры зимой

Г. большая облачность

4. Энергия ветра и земных недр относится к следующей группе природных ресурсов:

А. неисчерпаемые

Б. исчерпаемые

В. космические

Г. не является природным ресурсом

5. Ресурсообеспеченность – это:

А. совокупность всех природных ресурсов на территории страны

Б. количество ресурсов, потребляемых в течение одного года

В. соотношение между общегеологическими и разведанными запасами полезных ископаемых

Г. соотношение между запасами природных ресурсов и размерами их использования

6. Рекультивация земель – это

А. распашка целины

Б. карьерные земельные работы

В. деградация почв

Г. восстановление нарушенных земель

7. К неисчерпаемым природным ресурсам относится

А. фауна

Б. энергия морских приливов и волн

В. плодородие почв

Г. полезные ископаемые

8. К благоприятным для жизни условиям относятся:

А. умеренно холодная зима

Б. теплое солнечное лето

В. обилие осадков

Г. невысокая относительная влажность.

9. Для предупреждения засоления почв применяется следующий метод:

А. интенсивный полив

Б. севооборот сельскохозяйственных культур

В. внесение больших доз минеральных удобрений

Г. капельное и прикорневое орошение

10. Географической средой называется:

А. природный комплекс, состоящий из верхней части литосферы, гидросферы, биосферы и нижнего слоя атмосферы

Б. оболочки Земли, взаимодействующие друг с другом

В. часть природы, с которой взаимодействует человечество

Г. совокупность антропогенных ландшафтов.

Список литературы.

1. Смольянинов В. М. Общее землеведение: литосфера, биосфера, географическая оболочка. Учебно-методическое пособие / В.М. Смольянинов, А. Я. Немыкин. – Воронеж: Истоки, 2010 – 193 c.

2. География. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. А. П. Горкина. 2006.

3. Экология человека. Понятийно-терминологический словарь. — Ростов-на-Дону. Б.Б. Прохоров. 2005.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: