Ценность для пользователя, или значимость, предполагает, что бухгалтерская информация должна играть для пользователя достаточную роль, чтобы учитываться им при принятии решений. Для этого ей нужно обладать, прежде всего, прогностической ценностью, т.е. служить достаточно надежной основой для оценки будущих перспектив работы компании с позиций интересов пользователей (т.е. в конечном итоге — с точки зрения получения доходов в будущем) и верности ранее сделанных прогнозов относительно показателей отчетного периода. Предполагается, что пользователь принимает решения о вложении или изъятии средств из компании на основе знания перспектив доходности вложений в нее. Исходя из этого, в качестве факторов, определяющих ценность финансовой отчетности для пользователя, выделяются следующие:
• своевременность, предполагающая, что информация должна поступить пользователю свежей, не устаревшей, в противном случае она перестанет отражать реальное положение вещей;
• прогностическая ценность, т. е. способность информации служить основой для достаточно надежного предсказания дальнейших перспектив работы компании;
|
|
• ценность с точки зрения подтверждения или корректировки ранее сделанных прогнозов дает возможность пользователю оценить, насколько верны были его оценки перспектив работы компании, сделанные ранее, чтобы он теперь, по получении отчетности, мог убедиться в достоверности или ложности этих оценок, изменить при необходимости методику их построения.
Надежность, или достоверность, бухгалтерской информации означает адекватное отражение ею экономических реалий деятельности объекта учета (компании). Важнейшими факторами, определяющими надежность финансовой отчетности, являются профессионализм и честность ее составителей.
Термин "надежность" ("достоверность") применительно к бухгалтерской информации означает:
• обеспечение достоверного представления о деятельности компании, иногда также называемое действительностью (validity) бухгалтерской отчетности, т. е. бухгалтерская информация должна отражать экономическую сущность операций компании, а не их формальную сторону, чисто правовое оформление и т.д. Понимаемое подобным образом требование достоверности распространяется на каждую цифру и букву финансовой отчетности;
• проверяемость т. е. обеспечение возможности проведения аудиторских проверок отчетности вплоть до проверки достоверности первичных документов, содержащих исходную информацию для составления отчетности, а также наличие альтернативных источников первичной информации для проведения ее сверки;
• нейтральность (непредвзятость или беспристрастность) отчетности, т. е. отсутствие у ее составителей намерения склонить ее пользователей к определенному решению, например к покупке ценных бумаг компании. Фактически нейтральность означает объективность бухгалтерской информации в противоположность ее составлению в интересах какой-либо одной стороны или группы лиц.