40. Дайте определение ритуальных форм. Как соотносятся между собой обряд и обычай?
41. Из каких структурных компонентов складываются обычаи и обряды?
42. Способны ли ритуальные формы к изменениям? Приведите примеры.
43. Какие виды ритуальных форм вы знаете? Приведите примеры.
44. Каковы функции обычаев и обрядов?
45. Что такое доистория? Почему доисторический этап развития человечества получил такое название? Сколько лет насчитывает история человечества и история цивилизаций? Какие периодизации первобытной истории вы знаете? Дайте археологическую периодизацию первобытной истории. Какой принцип лежит в её основе?
46. Какие верования первобытного человека вы знаете?
47. Раскройте основные принципы существования первобытного общества: синкретизм, консерватизм, табуированность, мифологизация.
48. С какими видами человеческой деятельности было связано искусство в доисторическую эпоху? Охарактеризуйте основные памятники изобразительного искусства и архитектуры первобытной эпохи.
|
|
49. Что такое мораль? Каковы её формы и функции?
50. Сравните нормы морали и нормы права. В чём проявляется сходство этих норм? В чём проявляется отличие этих норм?
51. Как связаны между собой нормы морали и нормы права? В чём проявляется их взаимовлияние?
ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ
1. Эссе. Требования: 1) постановка проблемы, обоснование актуальности; 2) раскрытие содержания по двум-трём пунктам; 3) обоснование своей позиции, заключение. Напишите эссе по следующим проблемным вопросам:
1) Чем вызваны кризисные явления в современной культуре?
2) Способствует ли развитие массовой культуры росту культуры общества?
3) В чем проявляется негативное воздействие на человека массовой культуры?
4) Развивается ли в современных условиях народная культура?
5) Приведите конкретные примеры негативных последствий коммерциализации культуры.
6) Содержит ли в себе какие-либо положительные моменты коммерциализация в области культуры?
7) Существует ли зависимость между политическим режимом и видом культуры?
8) Народная, элитарная, массовая культуры тесно взаимодействуют друг с другом. Раскройте содержание и проявления этого взаимодействия.
9) Выскажите своё мнение: культурный человек – кто он?
10) Можно ли сегодня прожить в обществе, не имея образования? Если нельзя, то какое образование сегодня необходимо? Чему и как нужно учиться?
2. Заполните таблицу № 1. Характеристика форм искусства (не менее пяти форм; оценивается до 3 баллов; выполняется в рукописном виде):
Формы искусства | Признаки | Жанры / виды |
Общий вывод |
3. Заполните таблицу № 2. «Классификация форм искусства» (не менее семи форм; оценивается до 3 баллов; выполняется в рукописном виде):
|
|
Классификации форм | Формы искусства | Признаки |
Пространственные | ||
Временн ы е | ||
Пространственно-временн ы е | ||
Изобразительные | ||
Неизобразительные | ||
Общий вывод |
4. Практикум. Индивидуальная работа студента
− Практикум выполняется по выбранной теме.
− Вид работы по практикуму – на выбор студента.
− Максимальное количество баллов за работу – 18 баллов.
− Отчёт по практикуму должен быть представлен преподавателю в электронном виде по адресу http://vk.com/id182266308 (печатный вариант работы возможен, но не обязателен).
− Отчёт должен быть представлен в двух файлах: текст (Word) и презентация (PowerPoint).
− Файлы называть следующим образом: номер группы Фамилия (например, 3401 Иванова).
№ | Виды работы по практикуму | Баллы |
1. | Текст доклада по выбранной теме: Указать дисциплину, группу, ФИО, тему; объём до 2-3 страниц, формат А4, шрифт Times New Roman 12, выравнивание по ширине; междустрочный интервал 1; текст должен быть структурирован, не менее 4 пунктов. | до 2 баллов |
2. | Вопросы для самоконтроля по теме (до 4 вопросов) | до 1 баллов |
3. | Основные понятия по выбранной теме: − до 3 понятий; − раскрыть содержание | до 3 баллов |
4. | Логическая схема или таблица по выбранной теме | до 3 баллов |
5. | Тесты по выбранной теме: до 5 тестов (См. «Как составить тест») | до 5 баллов |
6. | Список литературы по выбранной теме, оформленный в соответствии с правилами библиографического описания, в т.ч. интернет-ресурсы (3-5 источников; печатные публикации не позже 2009 года издания) | до 1 баллов |
7. | Мультимедийная презентация по выбранной теме: до 10-15 файлов (количество файлов определяется содержанием работы) | до 3 баллов |
Итого | 18 баллов |
КАК СОСТАВИТЬ ТЕСТ
Тестовые вопросы могут быть составлены в трёх формах:
− в закрытой форме; предлагаются четыре варианта ответа на один вопрос, один или два из которых – правильные;
− на указание правильной последовательности; предлагаются три варианта ответа на один вопрос;
− на соответствие; предлагаются три соответствия, один из предложенных вариантов не имеет соответствия;
Примеры.
№ | Вопрос | Варианты ответов | Ответ |
1. | Выберите один правильный ответ. Функция исторического познания, заключающаяся в предвидении будущего – это функция… | 1. социальной памяти 2. воспитательная 3. познавательная 4. прогностическая | |
2. | Укажите правильную хронологическую последовательность событий. | 1. призвание варягов 2. разгром половцев Владимиром Мономахом 3. объединение Новгорода и Киева под властью князя Олега | 1,3,2 |
3. | Укажите правильное соответствие между термином, относящимся к истории Киевской Руси, и его определением: А. вервь Б. вотчина В. вира | 1. соседская община в Древней Руси 2. наследственное земельное владение 3. денежный штраф в Древней Руси 4. место сбора дани в Древней Руси | 1-А 2-Б 3-В 4-нет |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ*
1. Грушевицкая, Т. Г. Культурология: учебник для вузов / Т. Г. Грушевицкая, А. П. Садохин. — 3-е изд., перераб. и доп.— М.: ЮНИТИ, 2010.— 688 с.— (Cogito ergo sum).
2. Грушевицкая, Т. Г. Культурология: учебник для вузов / Т. Г. Грушевицкая, А. П. Садохин. — 3-е изд., перераб. и доп.— М.: ЮНИТИ, 2008.— 688 с.— (Cogito ergo sum).
3. Кривоножкина, Е. Г. Хрестоматия по культурологии: учебное пособие / Е. Г. Кривоножкина; Фил. Казан. гос. ун-та в г. Набережные Челны.— Набережные Челны: [Лаб. операт. полиграфии], 2008. — Ч. 1. — 105 с.
4. Культурология: учебник для вузов / Л. А. Никитич и др.; под ред. А. Л. Золкина. — М.: ЮНИТИ, 2008.— 504 с.— (Cogito ergo sum).
5. Культурология: учебное пособие для вузов / под ред. А. Н. Марковой. — 4-е изд., перераб. и доп.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.— 400 с.— (Cogito ergo sum).
|
|
6. Культурология: учебное пособие для вузов / под ред. А. Н. Маркова. — 3-е изд.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.— 320 с.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
7. Культурологический журнал: Электронное издание. – Режим доступа: http://www.cr-journal.ru/rus/about/, свободный.
*Прим.: представлен список литературы, имеющейся в библиотеке НЧ К(П)ФУ