В большинстве научных взглядов, концепций сущность и функции конфликта рассматриваются в противоположных направле-" ниях. Либо конфликт наделяется только негативными функциями и является по сути свой дестабилизирующим, нарушающим равновесие системы и потому нежелательным, либо ему приписывается исключительно положительная роль механизма, позволяющего системе развиваться, и он рассматривается как положительное социальное явление.
Двойственность функций конфликта заключает в том, что они носят как позитивный, так и негативный характер. Однако оценка конструктивных и негативных функций имеет некоторые сложности, которые заключаются в отсутствии четких критериев в их различии, в наличии обоих полюсов — и положительного, и отрицательного — в большинстве конфликтов, что не дает возможности дать обобщенную оценку, в особенностях процесса разрешения конфликта, его результатов, зависит от стадий конфликта, а также от оценки данного конфликта как конструктивного или деструктивного каждым из участников, от занимаемых ими позиций и целей, которые они преследуют.
|
|
Деструктивные и позитивные функции конфликта могут проявляться как на социальном уровне, т. е. по отношению к той социальной системе, в которой они развиваются, так и на личност ном уровне — в отношении участников конфликта.
Деструктивные функции на разных уровнях социальной си темы (общество, организация, коллектив, малая группа) сво, ся к следующему:
— может привести к использованию насильственных дов разрешения, что, в свою очередь, может повлечь человече ские жертвы и материальные* потери (часто среди мирного н селения);
— способствует формированию состояния дестабилизации и
дезорганизации у противоборствующих сторон;
— замедляет темпы социального, экономического, политиче
ского и духовного развития общества вплоть до стагнации и кри
зиса общественного развития, а также возникновения тотали
тарного, диктаторского режима;
— ведет к дезинтеграции общества, системы, разрушению со
циальных связей, социокультурному отчуждению;
— способствует психологической и моральной деградации
в обществе, организации, коллективе: пессимизму, депрессии,
апатии, разрушению нравственных устоев;
— ведет к возникновению новых более деструктивных конф
ликтов;
— в организациях может привести к снижению уровня рабо
тоспособности, дисциплины, эффективности индивидуальной и
совместной трудовой деятельности, ослаблению групповой мо
тивации, групповой сплоченности и ценностно-ориентационно-
го единства;
— отрицательно влияет на взаимоотношения и социально-пси
хологический климат в коллективе.
|
|
На личностном уровне деструктивные функции конфликта проявляются следующим образом:
— оказание негативного эмоционального, психологического
воздействия на участников конфликта, возникновение чувства
тревоги, депрессии, подавленности, пессимизма, агрессии, серь
езных стрессовых состояний, негативных психических состояний;
— разочарование в собственной значимости, возможностях и
т. п., деиндентификация личности;
— формирование чувства неуверенности, утрата прежней мо
тивации, ценностных ориентации, веры в идеалы, что, в свою
очередь, может привести к формированию девиантных форм по
ведения, суициду;
— формирование негативного «образа врага», что ведет к фор
мированию негативной установки и, следовательно, негативных
действий по отношению к нему;
— формирование отрицательной оценки партнеров по дея
тельности, друзей, коллег, разочарование в них;
— снижение эффективности, продуктивности индивидуаль
ной деятельности оппонентов;
— закрепление в социальном опыте индивида стратегии на
сильственного разрешения конфликта как преимущественной,
что может привести к ее систематическому использованию, при
чем не только в конфликтных, но и в иных ситуациях социального
взаимодействия;
— оказание отрицательного влияния на развитие личности,
процесс личностного роста;
— формирование неправильных жизненных установок, утра
та веры в справедливость, честность;
— способствуют формированию новых и включают уже суще,
ствующие механизмы психологической защиты, которые могут
провоцировать негативные формы поведения: отсутствие увлечен
ности, отмалчивание, замкнутость, жесткий формализм, грубость,
критиканство, демонстрацию собственного превосходства, подо
зрительность и т. п.
Конструктивные функции, свойственные конфликту, также могут проявляться на социальном и личностном уровнях. По отношению к социуму конструктивные функции конфликта сводятся к следующему:
— активизирует социальную жизнь группы и общества в ц
лом, способствует возникновению новшеств, развитию; щ
— акцентирует требующие решения проблемы, связанные
с деятельностью группы, оказывает регулирующее действие на по
ведение некоторых членов группы, коллектива;
— повышает эффективность и продуктивность совместной дея
тельности;
— изучает общественное мнение, социальные установки, на
строения, способствует актуализации гуманистических ценно
стей и выявлению существующих противоречий;
— несет информационную функцию, так как свидетельствует
о высоком уровне недовольства в обществе, коллективе, связан
ном с нерешенной проблемой;
— выступает формой разрешения существующих противоре
чий и устранения недостатков;
— способствует созданию новых, более позитивных и благо
приятных условий существования в среде, в группе;
— выполняет функцию сплочения, интеграции, объединения
группы, общества, дает возможность группе использовать все су
ществующие ресурсы для решения возникшей проблемы, избав
ления от внешней угрозы и т. п.;
— выполняет релаксационную функцию, способствуя снятию
накопившейся социальной и психологической напряженности,
избавляет от негативных эмоций, стрессовых состояний и нервно
го напряжения, возникающих в группе;
— способствует поиску новых идей, разработке и использованию
инновационных технологий, применению продуктивных, опти
мальных решений возникших противоречий, так как активизи
рует мыслительную деятельность, развивает творческую активность;
— способствует стабилизации социальной системы в случае
успешного разрешения, так как при этом ликвидируются источ
ники проблемы и неудовлетворения;
|
|
— оптимизирующая функция в коллективе, которая проявля
ется в стабилизации трудовых отношений, повышении трудовой
дисциплины, более чутком и глубоком реагировании руководи
телей на нужды подчиненных, снижении эмоционального на
пряжения и установлении более доброжелательной, поддержи
вающей атмосферы внутри коллектива, организации;
— закрепление более позитивных, гуманных и конструктив
ных способов разрешения конфликтных ситуаций в случае пози-
хивного исхода конфликта и использования для его урегулирова
ния мягких, позитивных стратегий;
— предотвращает возникновение более глубоких серьезных
конфликтов.
На индивидуальном, личностном уровне конфликт имеет следующие конструктивные функции:
— познавательную функцию по отношению к участникам конф
ликта — познание, оценка их личностных психологических осо
бенностей и качеств, мотивов, установок, ценностей, так как часто
именно в критической конфликтной ситуации проявляется истин
ный характер людей, когда раскрываются не только их негативные
качества, но также и позитивные стороны личности; с этим же свя
зано выявление силы и уровня опасности противника;
— функцию самопознания, возможность адекватно оценить
себя, свои личностные особенности и качества, выявить новые
черты, избавиться от нежелательных черт характера, подкоррек
тировать уровень притязаний, систему мотивов;
— социализирующую функцию, так как конфликт дает важный
жизненный опыт;
— адаптационную функцию, так как при взаимодействии с дру
гими людьми человек учится приспосабливаться к интересам груп
пы и к другим людям, налаживать конструктивное взаимодей
ствие, контакты, строить свою деятельность в соответствии как
со своими личными установками, так и с требованиями социума;
— регулятивную функцию, способствующую регуляции, ос
лаблению, снятию психического напряжения, стрессовых состоя
ний, негативных эмоций и т. п.;
— функцию удовлетворения потребностей, причем как пер
вичных, так и вторичных, средство самореализации личности, ее
|
|
роста и развития;
— улучшение качества индивидуальной деятельности.