Глава 5. ЧЕЛОВЕК — СУЩЕСТВО ДЕЯТЕЛЬНОЕ
Ключевые слова: деятельность, творчество, потребность, труд, работа, игра, учеба, общение, коммуникация, познание, понятие, суждение, умозаключение, интуиция, обыденное познание, самопознание, эстетическое познание, научное познание, метод, знание, истина, эмпиризм, рационализм.
Деятельность как фундаментальная способность бытия человека
Сознание неразрывно связано с деятельностью, которая является основой человеческой жизни, выступает формой выражения её сущности.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — совокупность взаимосвязанных действий, направленных на достижение цели и побуждаемых потребностями, мотивами и интересами (работа по дому, по хозяйству, профессиональная деятельность). Деятельность — это целесообразное поведение по реализации предварительного плана.
Наиболее общей категорией, под которую можно подвести понятие деятельности, является категория движения. Однако движение как способ существования материи на разных уровнях ее организации существует в специфических формах. Движению неорганической материи свойственна пассивность, органической — активность. К специфически человеческой деятельности относятся лишь действия, имеющие осознанную цель и приводящие к качественно новым и социально значимым результатам. Иначе говоря, собственно человеческую деятельность всегда отличают сознательность и творчество (новизна и конструктивность). Ее результатом должно быть создание новых материальных и духовных ценностей.
|
|
Деятельность человека, его активность существенно отличается от целесообразного поведения животных, которое характеризуется приспособлением, адаптацией к окружающей среде и может быть описано связью «стимул — реакция».
В отличие от животного, поведение которого обусловлено исключительно бессознательным мотивом, человеческая деятельность имеет в своем основании сознательно сформулированную цель и план ее достижения.
Сложность человеческой природы наиболее полно раскрывается в многообразии форм и видов деятельности человека. Любой вид деятельности предполагает наличие и взаимосвязь следующих компонентов:
— субъект — индивид, социальная группа, человечество в целом;
— объект — то, на что направлена деятельность;
— цель — идеальная модель того, к чему стремится деятельность;
— акты — отдельные действия, из которых она складывается;
— методы — правила, на основе которых осуществляется деятельность;
— средства — материальные или идеальные предметы, используемые субъектом в процессе деятельности;
— результат (конечный продукт).
|
|
Важнейшие отличия деятельности человека от жизнедеятельности животных | ||
Деятельность человека | Жизнедеятельность животных | |
Направляется познавательной потребностью, имеет субъективную значимость (субъектность) | Носит инстинктивно-биологический 1 характер) | |
Каждое действие приобретает смысл лишь в силу того, какое место оно занимает в совместной деятельности (предметность) | Как правило, осуществляется в одиночку | |
Человек проникает в связи и отношения вещей, устанавливает причинные зависимости между ними | Животные руководствуются наглядными впечатлениями | |
Люди закрепляют и передают свой опыт через социальные средства общения (язык и другие системы знаков) | Действуют на основе типичных наследственно закрепленных программ поведения (инстинктов) | |
Деятельность людей связана с изготовлением и сохранением орудий труда, с передачей их последующим поколениям | Имеют зачатки орудийной деятельности, но не создают никаких новых операций | |
Человек преобразует внешний мир в соответствии со своими потребностями | Животные приспосабливаются к окружающей среде | |
Деятельность может быть рутинной и творческой. Рутинная деятельность характеризуется монотонностью, однообразием. Правила, на основе которых она осуществляется, зависят от того, как устроены предметы, являющиеся ее целью. Творческая деятельность всегда предполагает создание чего-то нового. Творчество — это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Не случайно многие мифологические и религиозные концепции происхождения Космоса исходили из акта творения видимого мира Высшим Существом. И человек выделяется из числа всех других живых существ благодаря своей способности творить новое подобно Богу. В научной сфере — это научные знания, открытия; в искусстве—это оригинальные художественные произведения; в политической сфере —это новые политические идеи, властные полномочия; в технике — изобретения и т. п.
Творчество может присутствовать во всех видах и формах человеческой деятельности, превращая ее из процесса, замкнутого в рамках простой необходимости, в процесс самораскрытия личности.
Понимание человека как творческого существа особенно важно сегодня, в эпоху общества потребления. Необходимо видеть в человеке не только потребителя материальных и духовных благ, но и их создателя, вносящего в мир свою индивидуальность.
Первой и последней целью любой деятельности выступает удовлетворение той или иной потребности.
ПОТРЕБНОСТЬЮ называется объективная нужда человека в чем-либо.
Удовлетворение потребностей осуществляется в рамках определенной сферы общественной жизни. Отсюда виды деятельности могут быть условно определены как экономическая, социальная, политическая, духовная. Понятно, что по мере усложнения общественных отношений виды деятельности все более дифференцируются.