Общение и коммуникация

ОБЩЕНИЕэто социально обусловленный процесс обмена мысля­ми и чувствами между людьми в различных сферах познавательной деятельности, реализуемый главным образом при помощи вербальных средств коммуникации.

Общение — это проявление фундаментальных свойств человека, который не может жить, творить, работать вне общения. Человек формируется не только через отношение к внешнему миру, но и посредством общения. Че­ловек всегда сохраняет эту функцию, даже когда находится наедине с собой (например, при подготовке доклада школьник мысленно ведет дискуссию с одноклассниками как со своими оппонентами, подбирает примеры, факты, аргументацию ответов).

Духовное общение выполняет важные социальные функции: обмен ин­формацией, передача опыта, организация людей для какой-либо деятельно­сти. Никакая сфера деятельности людей не может быть осуществлена вне общения. Наряду с социальными функциями, общение выполняет психологи­ческие функции, т. е. осуществляет определенное воздействие на психическое состояние человека.

Общение — это многоплановый процесс развития контактов между людь­ми, порождаемый потребностями совместной жизни и деятельности. В нем обычно выделяют три стороны: коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие).

Коммуникация — специфический обмен информацией посредством языка и культурных традиций, характерных для той или иной общности людей. Результатом этого взаимодействия является взаимопонимание между людьми.

Интеракция — организация взаимодействия между людьми, учиты­вающая их личностные характеристики. Она приводит к определенным че­ловеческим взаимоотношениям.

Перцепция — процесс восприятия партнерами друг друга, определе­ние контекста встречи. Перцептивные навыки проявляются в умении управлять своим восприятием, «читать» настроение партнеров по вербальным и невербальным характеристикам, понимать психологические эффекты вос­приятия и учитывать их для снижения его искажения. Общение различается по:

— количеству участников: межличностное, групповое, массовое;

— способу: вербальное (язык, речь), невербальное (мимика, жестика);

— положению общающихся: контактное (личное), дистанционное (напри­мер, через средства массовой информации);

— условиям: официальное (организованные встречи), неофициальное (по собственной инициативе);

— задачам: установочное (с целью знакомства), информационное (обмен сообщениями);

— средствам: непосредственное (рука, голова, голосовые звуки), опосре­дованное (радио, телевидение), косвенное (через посредников).

Средства общения:

— язык — система слов, выражений и правил их соединения в логическую речь;

— интонация — эмоциональная выразительность, способная придавать разные оттенки какой-либо фразе;

— мимика, поза, взгляд — могут усиливать или опровергать смысл ска­занного;

— жесты — общепринятые или экспрессивные (для выразительности);

— расстояние собеседников — зависит от степени их доверия, культурных и национальных традиций.

Виды общения. Специалисты в сфере общения различают пять его ви­дов: познавательное, убеждающее, экспрессивное, суггестивное, ритуальное (см. табл. на стр. 60). Данные виды общения предполагают прагматические цели и конструктивность решений, а также психологическую готовность каж­дого из партнеров к адекватному поведению и самореализации. Для каждого из них характерны свои цели и ожидаемый результат, условия организации, коммуникативные формы и средства каждого.

Искусство общения. Умение грамотно и продуктивно общаться — за­лог успеха в деятельности любого человека. Жизнь, практика выработали ряд правил, придерживаясь которых, вы сможете не допустить оплошностей в беседе, выглядеть воспитанным, своевременно добиваться поставленных це­лей. Какие же это правила?

Будьте вежливы. Вежливость должна быть привита с детства. Каждому ребенку важно знать: входя в помещение, где находятся люди, нужно поздоро­ваться; неприлично вмешиваться в чужой разговор; нельзя перебивать собесед­ника, пока он не выскажет свою точку зрения. При прибытии в класс педагога все ученики встают. Это касается и взрослых: когда к вам в кабинет войдет дама или пожилой человек — не забудьте подняться и поприветствовать их.

В общении большое значение имеет речь, жест, мимика. Если знакомому можно высказать просьбу так: «Передай(те) эту книгу...», то к неизвестному — «Будьте любезны передать мне...». В разговоре необходимы оттенки и тональ­ности. Ни при каких ситуациях нельзя повышать голос, особенно на женщину, допускать менторского отношения.

При знакомстве всегда представляют младшего старшему, мужчину жен­щине. *

Беседуя с кем-то, стремитесь встать лицом к человеку, неучтиво отвлекаться и смотреть по сторонам.

Непозволительно перешептываться, секретничать в присутствии других.

Входя в аудиторию (помещение), рекомендуется чуть-чуть задержаться на пороге, чтобы сориентироваться в обстановке, иначе можно совершить какую-нибудь оплошность.

Поднимаясь или опускаясь по лестнице с дамой, кавалер должен быть впе­реди, чтобы оберегать ее от всяких неожиданностей.

Дверь открывает (и затем придерживает ее) мужчина и пропускает женщи­ну. Такая же процедура и при посадке в транспорт, а вот из него джентльмен выходит первым и помогает спутнице (или нуждающемуся в помощи человеку).

В малознакомом обществе ведите себя ровно, не подчеркивайте разницу в со­циальном положении, не достойно уважения ни высокомерие, ни самоунижение.

Следите за жестами. Они часто свидетельствуют о воспитании больше, чем слова, и должны быть скупыми. Непозволительно размахивать руками, похлопы­вать партнера по плечу. Излишние гримасы могут создавать превратное впечат­ление. Доброжелательная улыбка, приветливое выражение лица принесут вам хорошее настроение.

Умейте слушать и говорить. Важно беседовать спокойно, дружелюб­но, с симпатией; проявлять внимание, интерес, сочувствие. Подсчитано, что в общении человек 9% пишет, 16% читает, 30% говорит, 45% слушает. Настоящему другу хочется «открыть душу», поделиться с ним мечтами, попросить у него со­вета. Момент активной обратной связи играет огромную роль, у партнера созда­ется ощущение того, что он говорит не в пустоту, а с живым человеком, который готов понять его.

Не пересыпайте свою речь иностранными и специальными терминами, жар­гонными и ненормативными словами.

Общение —это, прежде всего, диалог. Монолог, болтливость ничего, кроме раздражения, не вызывают. Такого субъекта перестают приглашать в компании, звонить ему по телефону. Круг его знакомых сужается. А происходит это по простой причине: у собеседника тоже много проблем, некоторыми из них он хо­чет поделиться, а ему не дают. Быть хорошим собеседником — значит больше молчать, слушать, вовремя вставлять слова: «да», «что вы говорите!», «не мо­жет быть!» и т. п. Задумаемся над тем, зачем люди делятся своими проблемами? Видимо хотят, чтобы их поняли, разделили с ними те чувства и переживания, которые испытывают. При таком слушании (эмпатическом) не дают советов, не поучают партнера, а стремятся откликнуться на его эмоциональное состояние.

Речь должна быть стройной, четкой, логичной. Важно найти наиболее до­ходчивые слова. Русский язык богат, можно употреблять множество синонимов. Рассмотрим, например, случаи приветствия:

«Здравствуйте» —обращение к кому угодно;

«Привет» — распространено в молодежной среде;

Виды

  Познавательное Убеждающее
Цель Расширить информационный фонд партнера Вызвать у партнера определенные чув­ства и сформировать ценностные ори­ентации и установки
Условия организации коммуникации Учет познавательных, интеллектуаль­ных возможностей партнеров Опора на восприимчивость партнера, его личностную мотивацию и интеллек­туально-эмоциональную культуру
Коммуни­кативные формы Лекции, семинары, доклады, беседы, письменные работы и др. Речи, пресс-коференции, дискуссии, пе­реговоры, комплименты, презентации и ДР-
Коммуникатив­ные средства и технологии Комментарий, аргументация, структу­рирование информации, ораторское ма­стерство и др. Демонстрация, разъяснение, факты, цифры, примеры, учет контраргумента­ции и др.
Ожидаемый результат Освоение новой информации, внедре­ние инноваций, саморазвитие Привлечение партнера на свою пози­цию, изменение личностных установок, взглядов, убеждений

«Приветствую Вас», «Мое почтение» — ими обычно пользуется старшее по­коление;

«Здорово» — имеет хождение у знакомых мужчин;

«Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер» — могут употребляться в любой обстановке;

«Салют», «Приветик» — не совсем литературное обращение, вероятно, к бе­седе не располагает.

А сколько выражений прощания?

«До свидания!» —применяется в любой ситуации;

«Прощай!» — расставание на длительный срок;

«Разрешите попрощаться!», «Разрешите откланяться!»—употребляются в официальной обстановке;

«Ну, будь здоров!», «Счастливо!»—распространено среди друзей или близ­ких знакомых;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: