ОБЩЕНИЕ — это социально обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах познавательной деятельности, реализуемый главным образом при помощи вербальных средств коммуникации.
Общение — это проявление фундаментальных свойств человека, который не может жить, творить, работать вне общения. Человек формируется не только через отношение к внешнему миру, но и посредством общения. Человек всегда сохраняет эту функцию, даже когда находится наедине с собой (например, при подготовке доклада школьник мысленно ведет дискуссию с одноклассниками как со своими оппонентами, подбирает примеры, факты, аргументацию ответов).
Духовное общение выполняет важные социальные функции: обмен информацией, передача опыта, организация людей для какой-либо деятельности. Никакая сфера деятельности людей не может быть осуществлена вне общения. Наряду с социальными функциями, общение выполняет психологические функции, т. е. осуществляет определенное воздействие на психическое состояние человека.
Общение — это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной жизни и деятельности. В нем обычно выделяют три стороны: коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие).
• Коммуникация — специфический обмен информацией посредством языка и культурных традиций, характерных для той или иной общности людей. Результатом этого взаимодействия является взаимопонимание между людьми.
• Интеракция — организация взаимодействия между людьми, учитывающая их личностные характеристики. Она приводит к определенным человеческим взаимоотношениям.
• Перцепция — процесс восприятия партнерами друг друга, определение контекста встречи. Перцептивные навыки проявляются в умении управлять своим восприятием, «читать» настроение партнеров по вербальным и невербальным характеристикам, понимать психологические эффекты восприятия и учитывать их для снижения его искажения. Общение различается по:
— количеству участников: межличностное, групповое, массовое;
— способу: вербальное (язык, речь), невербальное (мимика, жестика);
— положению общающихся: контактное (личное), дистанционное (например, через средства массовой информации);
— условиям: официальное (организованные встречи), неофициальное (по собственной инициативе);
— задачам: установочное (с целью знакомства), информационное (обмен сообщениями);
— средствам: непосредственное (рука, голова, голосовые звуки), опосредованное (радио, телевидение), косвенное (через посредников).
Средства общения:
— язык — система слов, выражений и правил их соединения в логическую речь;
— интонация — эмоциональная выразительность, способная придавать разные оттенки какой-либо фразе;
— мимика, поза, взгляд — могут усиливать или опровергать смысл сказанного;
— жесты — общепринятые или экспрессивные (для выразительности);
— расстояние собеседников — зависит от степени их доверия, культурных и национальных традиций.
Виды общения. Специалисты в сфере общения различают пять его видов: познавательное, убеждающее, экспрессивное, суггестивное, ритуальное (см. табл. на стр. 60). Данные виды общения предполагают прагматические цели и конструктивность решений, а также психологическую готовность каждого из партнеров к адекватному поведению и самореализации. Для каждого из них характерны свои цели и ожидаемый результат, условия организации, коммуникативные формы и средства каждого.
Искусство общения. Умение грамотно и продуктивно общаться — залог успеха в деятельности любого человека. Жизнь, практика выработали ряд правил, придерживаясь которых, вы сможете не допустить оплошностей в беседе, выглядеть воспитанным, своевременно добиваться поставленных целей. Какие же это правила?
Будьте вежливы. Вежливость должна быть привита с детства. Каждому ребенку важно знать: входя в помещение, где находятся люди, нужно поздороваться; неприлично вмешиваться в чужой разговор; нельзя перебивать собеседника, пока он не выскажет свою точку зрения. При прибытии в класс педагога все ученики встают. Это касается и взрослых: когда к вам в кабинет войдет дама или пожилой человек — не забудьте подняться и поприветствовать их.
В общении большое значение имеет речь, жест, мимика. Если знакомому можно высказать просьбу так: «Передай(те) эту книгу...», то к неизвестному — «Будьте любезны передать мне...». В разговоре необходимы оттенки и тональности. Ни при каких ситуациях нельзя повышать голос, особенно на женщину, допускать менторского отношения.
При знакомстве всегда представляют младшего старшему, мужчину женщине. *
Беседуя с кем-то, стремитесь встать лицом к человеку, неучтиво отвлекаться и смотреть по сторонам.
Непозволительно перешептываться, секретничать в присутствии других.
Входя в аудиторию (помещение), рекомендуется чуть-чуть задержаться на пороге, чтобы сориентироваться в обстановке, иначе можно совершить какую-нибудь оплошность.
Поднимаясь или опускаясь по лестнице с дамой, кавалер должен быть впереди, чтобы оберегать ее от всяких неожиданностей.
Дверь открывает (и затем придерживает ее) мужчина и пропускает женщину. Такая же процедура и при посадке в транспорт, а вот из него джентльмен выходит первым и помогает спутнице (или нуждающемуся в помощи человеку).
В малознакомом обществе ведите себя ровно, не подчеркивайте разницу в социальном положении, не достойно уважения ни высокомерие, ни самоунижение.
Следите за жестами. Они часто свидетельствуют о воспитании больше, чем слова, и должны быть скупыми. Непозволительно размахивать руками, похлопывать партнера по плечу. Излишние гримасы могут создавать превратное впечатление. Доброжелательная улыбка, приветливое выражение лица принесут вам хорошее настроение.
Умейте слушать и говорить. Важно беседовать спокойно, дружелюбно, с симпатией; проявлять внимание, интерес, сочувствие. Подсчитано, что в общении человек 9% пишет, 16% читает, 30% говорит, 45% слушает. Настоящему другу хочется «открыть душу», поделиться с ним мечтами, попросить у него совета. Момент активной обратной связи играет огромную роль, у партнера создается ощущение того, что он говорит не в пустоту, а с живым человеком, который готов понять его.
Не пересыпайте свою речь иностранными и специальными терминами, жаргонными и ненормативными словами.
Общение —это, прежде всего, диалог. Монолог, болтливость ничего, кроме раздражения, не вызывают. Такого субъекта перестают приглашать в компании, звонить ему по телефону. Круг его знакомых сужается. А происходит это по простой причине: у собеседника тоже много проблем, некоторыми из них он хочет поделиться, а ему не дают. Быть хорошим собеседником — значит больше молчать, слушать, вовремя вставлять слова: «да», «что вы говорите!», «не может быть!» и т. п. Задумаемся над тем, зачем люди делятся своими проблемами? Видимо хотят, чтобы их поняли, разделили с ними те чувства и переживания, которые испытывают. При таком слушании (эмпатическом) не дают советов, не поучают партнера, а стремятся откликнуться на его эмоциональное состояние.
Речь должна быть стройной, четкой, логичной. Важно найти наиболее доходчивые слова. Русский язык богат, можно употреблять множество синонимов. Рассмотрим, например, случаи приветствия:
«Здравствуйте» —обращение к кому угодно;
«Привет» — распространено в молодежной среде;
Виды
Познавательное | Убеждающее | |
Цель | Расширить информационный фонд партнера | Вызвать у партнера определенные чувства и сформировать ценностные ориентации и установки |
Условия организации коммуникации | Учет познавательных, интеллектуальных возможностей партнеров | Опора на восприимчивость партнера, его личностную мотивацию и интеллектуально-эмоциональную культуру |
Коммуникативные формы | Лекции, семинары, доклады, беседы, письменные работы и др. | Речи, пресс-коференции, дискуссии, переговоры, комплименты, презентации и ДР- |
Коммуникативные средства и технологии | Комментарий, аргументация, структурирование информации, ораторское мастерство и др. | Демонстрация, разъяснение, факты, цифры, примеры, учет контраргументации и др. |
Ожидаемый результат | Освоение новой информации, внедрение инноваций, саморазвитие | Привлечение партнера на свою позицию, изменение личностных установок, взглядов, убеждений |
«Приветствую Вас», «Мое почтение» — ими обычно пользуется старшее поколение;
«Здорово» — имеет хождение у знакомых мужчин;
«Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер» — могут употребляться в любой обстановке;
«Салют», «Приветик» — не совсем литературное обращение, вероятно, к беседе не располагает.
А сколько выражений прощания?
«До свидания!» —применяется в любой ситуации;
«Прощай!» — расставание на длительный срок;
«Разрешите попрощаться!», «Разрешите откланяться!»—употребляются в официальной обстановке;
«Ну, будь здоров!», «Счастливо!»—распространено среди друзей или близких знакомых;