Условия и факторы конструктивного разрешения конфликтов. Формы общения, способствующие разрешению конфликтов: переговоры, посредничество и арбитраж, миротворчество и т.д.
Переговоры как способ конструктивного разрешения конфликта. Переговорный процесс, его сущность, функции. Психологические механизмы и технологии переговорного процесса. Модель ведения переговоров Р.Фишера и У. Юри.
Модель построения взаимоотношений в процессе переговоров (Р.Фишер, С.Браун).
Деструктивная тактика оппонента и способы ее нейтрализации. Техника «психологического айкидо» М.Литвака.
Посредничество и арбитраж как способы урегулирования конфликтных отношений.
Таблица 1.
№ | Раздел Дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Форма промежуточной аттестации (по семестрам) |
Введение в конфликтологию | 2 час – лекции, 2 час – практические занятия | ||||
Теоретико-методологические основы конфликтологии | 2 часа – лекции, 2 часа – практические занятия | ||||
Внутриличностные конфликты | 4 час – практические занятия | ||||
Межличностные конфликты | 4 час – практические занятия | ||||
Групповые конфликты | 2 час – лекции, 2 час – практические занятия | ||||
Социальные конфликты | 2 час – лекции, 4 час – практические занятия, 8 часа – СРС | ||||
Семейные конфликты | 4 час – практические занятия | ||||
Конфликты в сфере управления | 2 час – практические занятия | ||||
Конфликты в условиях учебной деятельности | 2 час – практические занятия | ||||
Глобальные и геополитические региональные конфликты | 2 час – практические занятия | ||||
Психологические особенности поведения личности в конфликте | 2 час – лекции, 2 час – практические занятия | ||||
Основы предупреждения конфликтов | 2 час – лекции, 2 час – практические занятия | ||||
Основы успешного разрешения конфликтов | 2 час – практические занятия |
5. Образовательные технологии |
Освоение дисциплины "Конфликтология" предполагает использование традиционных (лекции, практические занятия с использованием методических материалов) форм обучения.
|
|
Тема 1.Введение в конфликтологию.
Проблематика, предмет и задачи конфликтологии. Конфликтология в системе наук. Предпосылки формирования конфликтологических идей. Исторические условия возникновения конфликтологии. Эволюция конфликтологических взглядов. Отражение конфликтологических идей в средние века в учениях: Фомы Аквинского и др.; в эпоху Возрождения в учениях Н.Кузанского, Коперника, Н. Макиавелли; В «Новое время» и эпоху Просвещения в трудах: Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо, А.Смита. Природа конфликта в научных взглядах мыслителей первой половины XIX века: И.Канта, Г.Гегеля, Л.Фейербаха.
|
|
Основные тенденции развития конфликтологических идей во второй половине XIX века и начале XX века в трудах: О.Конта, В. Вунда, Ч. Дарвииина и др.
Возникновении конфликтологии как теории и практики в середине XX века.
Возникновение конфликтологии в России.
Тема 2.Теоретико-методологические основы конфликтологии.
Понятие конфликта, его сущность, структура. Причины возникновения конфликтов. Функции конфликтов. Динамика конфликтов. Различные подходы к типологии конфликтов (Р. Дарендорф, И. Дойч, Н. Гришина и др.). Основные виды классификаций конфликтов. Конфликт – тип трудных ситуаций.
Методологические принципы исследования конфликтов. Этапы и фазы конфликта.
Программа конфликтологического исследования. Методы исследования конфликтности и конфликтных отношений. Особенности применения методов психологии в конфликтологическом исследовании. Методика организации конфликтологического исследования.
Тема 3.Внутриличностные конфликты.
Общая характеристика внутриличностного конфликта. Основные психологические концепции и подходы к пониманию внутриличносного конфликта. Проблема внутриличностного конфликта: З.Фрейд, К.Г.Юнг, К. Роджерс, В. Франкл. Э. Эриксон, К. Левин, Л. Фестингер, А. Маслоу, В. Мерлин, В. Мясищев, А. Анцупов и др. Основные виды внутриличностных конфликтов. Психологическая защита как способ выхода из внутриличностного конфликта. Последствия внутриличностных конфликтов.
Тема 4.Межличностные конфликты.
Общая характеристика межличностного конфликта. Основные подходы в изучении межличностных конфликтов. Сферы проявления, их причины и способы разрешения.
Тема 5.Групповые конфликты.
Общая характеристика групповых конфликтов, их особенности и структура. Проблема групповых конфликтов во взглядах Г. Лебона, У.Мак-Дугала, З.Фрейда, Д. Долларда, Н.Миллера, М. Дойча и др. Внутригрупповой фаворитизм. Причины возникновения групповых конфликтов.
Тема 6.Социальные конфликты.
Конфликты в сфере экономических, политических, социальных, идеологических, правовых, нравственных, этических и других областях общественных отношений, их общая характеристика. Основные пути разрешения социальных конфликтов.
Тема 7.Семейные конфликты.
Кризисные периоды в развитии семьи. Кризисные, конфликтные, невротические семьи. Причины супружеских конфликтов. Психотравмирующие последствия супружеских конфликтов. Конфликты в отношениях родителей и детей. Причины возникновения и факторы провоцирующие конфликты между родителями и детьми. Конфликты между «различными поколениями», их причины, особенности, формы протекания и разрешения.
Тема 8.Конфликты в сфере управления.
Предпосылки конфликтных отношений и типы конфликтов в сфере управления. Особенности конфликтов между руководителями и подчиненными.
Тема 9.Конфликты в условиях учебной деятельности.
Причины возникновения конфликтных отношений между преподавателями (учителями) и учащимися, преподавателями (учителями) и родителями, конфликтов в педагогическом и ученическом коллективах.
Конфликтно-стрессовые ситуации в младших классах. Конфликтно-стрессовые ситуации в работе с подростками. Конфликтно-стрессовые ситуации в работе с учащимися старших классов. Конфликтно-стрессовые ситуации в вузе.
Особенности протекания конфликтов в условиях учебной деятельности, их разрешение и профилактика.
Тема 10.Глобальные и геополитические региональные конфликты.
|
|
Общая характеристика глобальных конфликтов и их причинны. Типы глобальных конфликтов. Понятие региональных конфликтов. Их субъекты, причины возникновения. Особенности внутригосударственных, межгосударственных конфликтов.
Тема 11.Психологические особенности поведения личности в конфликте.
Модели поведения личности в конфликтном взаимодействии («конструктивная», «деструктивная», «конформистская») и их характеристика. Стратегии поведения личности в конфликте, их преимущества и недостатки (Модель К.Томаса – Р. Килмена).
Индивидуальная предрасположенность к конфликтам. Типы конфликтных личностей. Личностные качества, характеризующие конфликтную личность. Конфликтоустойчивость личности, ее сущность, характеристики.
Тема 12.Основы предупреждения конфликтов.
Профилактика конфликтов путем создания объективных организационно-управленческих и социально-психологических условий, препятствующих возникновению предконфликтных ситуаций, устранению личностных причин конфликтов.
Просвещение. Обучение техникам эффективной коммуникации в конфликтной ситуации (Д.Корнелиус и С.Фэйр; Дж. Скотт; Д.Дэн; М.Литвак и др.) Укрепление психологического здоровья личности и профилактика стрессов.
Тема 13.Основы успешного разрешения конфликтов.
Условия и факторы конструктивного разрешения конфликтов. Формы общения, способствующие разрешению конфликтов: переговоры, посредничество и арбитраж, миротворчество и т.д.
Переговоры как способ конструктивного разрешения конфликта. Переговорный процесс, его сущность, функции. Психологические механизмы и технологии переговорного процесса. Модель ведения переговоров Р.Фишера и У. Юри.
Модель построения взаимоотношений в процессе переговоров (Р.Фишер, С.Браун).
Деструктивная тактика оппонента и способы ее нейтрализации. Техника «психологического айкидо» М.Литвака.
Посредничество и арбитраж как способы урегулирования конфликтных отношений.