Интроекция, первичная идентификация, проекция

Ортодоксальное определение. Первое суждение эго касается съедобности или

несъедобности объектов: соответственно следует заглатывание или выплевывание.

Интроекция - дериват первого образа действия, проекция - второго. На ранней стадии

развития эго все доставляющее наслаждение воспринимается как принадлежащее эго (что

следует заглотать), в то же время все болезненное воспринимается как не принадлежащее

эго (что необходимо выплюнуть).

Первоначально поэтому интроекция, или инкорпорация, является оральным

механизмом, предназначенным для инстинктивного удовлетворения. В последующем, когда

ребенок уже не чувствует величия, оральная интроекция могущественного взрослого служит

средством возобновления этого чувства. Еще позднее, когда инкорпорация видится как

разрушение независимого существования другого человека, механизм функционирует

жестоким образом в качестве исполнителя деструктивных влечений.

Здесь неплохо попытаться разъяснить термины: “интроекция”, “инкорпорация” и

“идентификация”. Интроекция и инкорпорация обычно используются как синонимы; в

таком смысле некоторые используют и термин “идентификация”. Однако под

идентификацией принято иметь в виду тип отношения к объектам, другими словами, скорее

состояние, чем процесс. Таким образом, оральная интроекция считается осуществлением

“первичной идентификации”. Интроекцией, или инкорпорацией, достигается состояние

идентификации. Первичная идентификация связана с первичным отношением к объектам, в

то время как вторичная идентификация является более поздним ее повторением.

Проекция зарождается в качестве способа избавления от боли посредством

приписывания неприятных стимулов внешнему миру. Она противоположна интроекции:

вместо восприятия эго как имеющего характеристики объекта, окружение воспринимается

как имеющее характеристики эго. На ранних фазах развития механизм может

функционировать без труда. В последующем, если он играет большую роль, то серьезно

нарушается чувство реальности. Архаическую, по существу, природу проекции

иллюстрирует ее выдающаяся значимость в анимистических мифологиях (см. прим. 11).

Определение Клейн. Действия интроекции и проекции на первом году жизни

описываются Клейн (53, с. 200) следующим образом:

“В дополнение к опыту удовлетворения и фрустрации в результате воздействия

внешних факторов различные эндопсихические процессы - прежде всего интроекция и

проекция - играют роль в двойственном отношении к первичному объекту. Младенец

проецирует свои любовные импульсы и приписывает их удовлетворяющей (хорошей) груди;

он проецирует свои деструктивные импульсы вовне и приписывает их фрустрирующей

(плохой) груди. Одновременно посредством интроекции хорошая грудь и плохая грудь

упрочиваются во внутреннем мире*. Таким образом, картина объекта, внешнего и

внутреннего, искажается в разуме ребенка его фантазиями, которые связаны с проекцией

побуждений на

*”Первые интроекцированные объекты формируют сердцевину супер-эго. По моему

мнению, супер-эго зарождается с первыми процессами интроекции и строится из “хороших”

и “плохих фигур, которые интернализовались, соответственно при любви и ненависти, на

разных стадиях развития и постепенно ассимилировались и интегрировались эго”.

· 81-

объект. Хорошая грудь - внешняя и внутренняя - становится прототипом всех

помогающих и удовлетворяющих объектов; плохая грудь делается прототипом всех

внешних и внутренних преследующих объектов. Различные факторы, способствующие

удовлетворению младенца, такие, как устранение голода, удовольствие от сосания,

свобода от дискомфорта и напряжения, т.е. от деприваций, и ощущение себя любимым, -

все это атрибуты хорошей груди. Наоборот, все фрустрации и дискомфорт

приписываются плохой (преследующей) груди”.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: