Ортодоксальное определение. Первое суждение эго касается съедобности или
несъедобности объектов: соответственно следует заглатывание или выплевывание.
Интроекция - дериват первого образа действия, проекция - второго. На ранней стадии
развития эго все доставляющее наслаждение воспринимается как принадлежащее эго (что
следует заглотать), в то же время все болезненное воспринимается как не принадлежащее
эго (что необходимо выплюнуть).
Первоначально поэтому интроекция, или инкорпорация, является оральным
механизмом, предназначенным для инстинктивного удовлетворения. В последующем, когда
ребенок уже не чувствует величия, оральная интроекция могущественного взрослого служит
средством возобновления этого чувства. Еще позднее, когда инкорпорация видится как
разрушение независимого существования другого человека, механизм функционирует
жестоким образом в качестве исполнителя деструктивных влечений.
Здесь неплохо попытаться разъяснить термины: “интроекция”, “инкорпорация” и
|
|
“идентификация”. Интроекция и инкорпорация обычно используются как синонимы; в
таком смысле некоторые используют и термин “идентификация”. Однако под
идентификацией принято иметь в виду тип отношения к объектам, другими словами, скорее
состояние, чем процесс. Таким образом, оральная интроекция считается осуществлением
“первичной идентификации”. Интроекцией, или инкорпорацией, достигается состояние
идентификации. Первичная идентификация связана с первичным отношением к объектам, в
то время как вторичная идентификация является более поздним ее повторением.
Проекция зарождается в качестве способа избавления от боли посредством
приписывания неприятных стимулов внешнему миру. Она противоположна интроекции:
вместо восприятия эго как имеющего характеристики объекта, окружение воспринимается
как имеющее характеристики эго. На ранних фазах развития механизм может
функционировать без труда. В последующем, если он играет большую роль, то серьезно
нарушается чувство реальности. Архаическую, по существу, природу проекции
иллюстрирует ее выдающаяся значимость в анимистических мифологиях (см. прим. 11).
Определение Клейн. Действия интроекции и проекции на первом году жизни
описываются Клейн (53, с. 200) следующим образом:
“В дополнение к опыту удовлетворения и фрустрации в результате воздействия
внешних факторов различные эндопсихические процессы - прежде всего интроекция и
проекция - играют роль в двойственном отношении к первичному объекту. Младенец
проецирует свои любовные импульсы и приписывает их удовлетворяющей (хорошей) груди;
|
|
он проецирует свои деструктивные импульсы вовне и приписывает их фрустрирующей
(плохой) груди. Одновременно посредством интроекции хорошая грудь и плохая грудь
упрочиваются во внутреннем мире*. Таким образом, картина объекта, внешнего и
внутреннего, искажается в разуме ребенка его фантазиями, которые связаны с проекцией
побуждений на
*”Первые интроекцированные объекты формируют сердцевину супер-эго. По моему
мнению, супер-эго зарождается с первыми процессами интроекции и строится из “хороших”
и “плохих фигур, которые интернализовались, соответственно при любви и ненависти, на
разных стадиях развития и постепенно ассимилировались и интегрировались эго”.
· 81-
объект. Хорошая грудь - внешняя и внутренняя - становится прототипом всех
помогающих и удовлетворяющих объектов; плохая грудь делается прототипом всех
внешних и внутренних преследующих объектов. Различные факторы, способствующие
удовлетворению младенца, такие, как устранение голода, удовольствие от сосания,
свобода от дискомфорта и напряжения, т.е. от деприваций, и ощущение себя любимым, -
все это атрибуты хорошей груди. Наоборот, все фрустрации и дискомфорт
приписываются плохой (преследующей) груди”.