Согласно ортодоксальной психоаналитической теории, новорожденный ребенок не
осознает внешнего мира и испытывает только изменения напряжения в собственном
состоянии. Эго начинает функционировать, когда возникает желание удовлетворения из
внешнего мира. Считается, что различение между собственной личностью и окружением
происходит в контексте попустительства и депривации, при этом для развития необходима
некоторая депривация. Самоуважение, одно из достояний эго, первоначально регулируется
получением питания, магический источник кормления позволяет младенцу ощущать
величие. Позднее следует период пассивно-рецептивного господства, при котором младенец
разделяет недавно обнаруженное величие взрослых, побуждая их выполнять свои желания.
По мере роста ребенка ранние формы поиска удовольствия в чистом виде постепенно
замещаются принципом реальности -способностью замещать сиюминутное удовлетворение
будущими благами.
Мелани Клейн отклоняется от ортодоксальной теории и постулирует активное
функционирование эго и супер-эго в течение первого года жизни. Ее теории опираются на
предположение о выраженных бессознательных фантазиях в этот период. Салливан, из
неофрейдистской школы, описывает первый год жизни в аспекте прототаксического модуса.
Первоначально младенец знает только сиюминутные состояния, не ориентируется во
времени и месте, воспринимает мир только в понятиях “хорошего” и “плохого”.
В отношении психосексуального развития ортодоксальная теория изображает
младенца как “полиморфно перверзного”. Считается, что на ранней орально-пассивной
стадии сексуальный инстинкт выражается в акте сосания. Вскоре младенец обнаруживает
удовлетворение от сосания независимо от ситуации кормления, поэтому первую
психосексуальную цель представляет аутоэротическая стимуляция слизистой рта. Позднее
прибавляется желание инкорпорации людей и предметов. Окружающие рассматриваются в
фантазиях об инкорпорации прежде всего в качестве пищи или поставщиков пищи,
фантазии часто сопровождаются оральными страхами, наподобие страха оказаться
съеденным. Второй этап оральной стадии, начинающийся с прорезывания зубов, является
садистским: ребенок кусанием мстит за фрустрацию.
Клейн описывает широкий ряд сексуальных и агрессивных фантазий первого года
жизни, включая эдиповы влечения, желание инкорпорировать отцовский пенис, желание
разрушить тело матери и т.д. Для Юнга самая ранняя фаза характеризуется почти
исключительно питанием и ростом. Предполагается, что связью между функцией питания и
позднейшей сексуальностью служит ритмическая активность.
· 85-
Неофрейдисты минимизируют эротический компонент и подчеркивают роль
культурных факторов в особенностях кормления. Эриксон стоит ближе к ортодоксальной
позиции, он добавляет понятия зон и модусов. На ранней стадии преобладают оральная зона
и инкорпорирующий модус.
В области межличностных отношений ортодоксальная теория прослеживает переход
от вещей, приносящих удовлетворение, к различению вызывающих доверие и чуждых
впечатлений и, наконец, к узнаванию матери как целостного объекта. Понятие
амбивалентности вводится на орально-садистической стадии, когда периоды наслаждения
единением с матерью сменяются стремлением атаковать ее вследствие фрустрации. Клейн
утверждает, что мать, вероятно, существует в качестве целостного объекта с самого начала,
но в неясных очертаниях. Она подчеркивает страх ребенка перед потерей любимого
объекта. Салливан сосредоточивает свое описание ранних отношений на процессе эмпатии -
особой невербальной, эмоциональной коммуникации между родителем и ребенком,
наиболее сильной между шестью и двадцатью семью месяцами.
Психологические механизмы, используемые на первом году, включают интроекцию,
проекцию, отрицание, фиксацию и регрессию. Интроекция, основанная на глотании пищи,
первоначально служит инстинктивному удовлетворению, позднее - восстановлению
величия и еще позднее - разрушению ненавистного объекта оральной инкорпорацией.
Проекция ведет происхождение от выплевывания неприятного и подразумевает
приписывание болезненных стимулов внешнему миру. Отрицание тоже очень примитивный
механизм, означающий избегание неприятной реальности путем простого закрытия глаз на
нее и притворства, что она не существует. Фиксация и регрессия связаны с ненормальным
сохранением ряда характеристик более ранних стадий и с предрасположенностью
возвращения к ним в случае трудностей. Все механизмы, действующие на первом году
жизни, являются предшественниками защитных механизмов.